Имя Константина Кардаша навсегда вписано в историю Гродненского района. Возглавив в тридцать лет колхоз «Искра» (ныне СПК «Гожа»), он сумел вывести хозяйство на передовые позиции. Константин Алексеевич прослыл мудрым руководителем, талантливым хозяйственником и настоящим человеком. В прошлом году ему исполнилось бы сто лет.
Поднимать село
Прошло уже более двадцати лет, как Константина Кардаша не стало. Но память о нем живет. Дочь Светлана Скобелева охотно согласилась рассказать, каким был ее отец. Она бережно хранит всё, что связано с ним: фотографии, награды, документы, газетные публикации (даже пятидесятилетней давности!).
– Папа родился в деревне Декаловичи, в большой семье. Кроме него, у родителей было еще три сына и дочка. Кстати, двое из них до сих пор живы. Тетя Валя недавно отметила 95-летие, а дяде Володе скоро исполнится 97, – рассказывает Светлана Скобелева.
– В то время папина семья жила небогато, дедушка искал любую возможность заработать, чтобы прокормить ее. Даже открыл лавку у себя на подворье, где продавал различные товары, которые покупал в Гродно. За это и поплатился: его сослали в Сибирь. Матери тяжело было, да и детям пришлось рано повзрослеть, трудились с малых лет. Когда началась Великая Отечественная, отцу было 19 лет. Он сам вызвался защищать Родину. Всю войну прошел, руководил разведкой в партизанском отряде, заслужил немало наград.
Свой трудовой путь Константин Кардаш начинал председателем Коптевского сельисполкома. После два года работал вторым секретарем Гродненского райкома комсомола, возглавлял районный отдел культуры. Одно время преподавал в Пальницкой базовой школе, там познакомился с молодой учительницей Евдокией, которая прибыла по распределению. И хоть Константин Алексеевич имел диплом историка Минского педагогического института, себя всецело посвятил сельскому хозяйству.
В 1953 году Константин Кардаш был направлен в Гожу как «тридцатитысячник», передовой работник, поднимать село. Его избрали председателем колхоза «Искра». В то время, кстати, на территории Гожского сельсовета насчитывалось 16 колхозов, «Искра» был костяком. Постепенно к нему присоединяли другие.
Положение дел в хозяйстве в то время было не самым лучшим. Анализируя достижения «Искры» 1953 года, сегодня даже не веришь цифрам. Судите сами. Урожайность пшеницы составляла всего 4 ц/га, картофеля – 47 ц/га. Удой на одну корову не превышал 1 244 литра. Правда, и возможности в те далекие годы были не те, что сейчас. На балансе колхоза числилась всего одна грузовая машина, зато лошадей – 95, конных плугов – 80.
Вся в отца
– Папа всего себя посвящал работе, – вспоминает дочка. – Каждый день вставал в 5 утра, чтобы до утренней разнарядки уже объехать поля и фермы, спланировать, куда направить технику, людей. Лишь раз в день заезжал домой поесть, причем всегда в половине десятого утра. К этому времени уже были готовы первое, второе, третье. Возвращался с работы поздно, часто мы с мамой уже спали. На ее плечах, конечно, лежали все заботы по дому и хозяйству, а оно было немаленьким. При этом мама работала в школе учителем, получила звание «Отличник образования».
Трудолюбием Кардаша, самоотдачей, профессионализмом, житейской мудростью восхищались все. Считали его хозяйственником от Бога. И человеком с большой буквы. Он одинаково уважительно относился и к специалисту, и к механизатору.
– Папа был добрым, чутким. Жалел всех. Бывало, тракторист выпьет, не выйдет на работу, так он его лучше пропесочит как следует, но премии не лишит. Понимал, что тот кормит семью, – рассказывает Светлана Константиновна.
За трудовые успехи и верность выбранной стезе Константин Кардаш получил немало наград. Но он трудился не ради орденов и медалей, подчеркивает Светлана Скобелева. Делал это ради процветания хозяйства, стремился, чтобы людям жилось комфортно на селе.
– Папа дружил с такими корифеями сельского хозяйства, как Виталий Ильич Кремко, Федор Петрович Сенько, Александр Иосифович Дубко. Очень уважала его и женщина-легенда Антонина Ивановна Белякова. Они бывали у нас в гостях, – вспоминает дочь.
Выход на пенсию для отца, вспоминает Светлана, стал настоящим ударом. Не знал, куда себя деть: так же вставал в пять утра, вот только ехать по полям да фермам не было необходимости. Дочери с супругом даже пришлось переехать из города в Гожу, чтобы быть рядом с отцом. Спустя шесть лет колхоз возглавил Владимир Дубко и пригласил Кардаша в хозяйство в качестве заместителя.
– Папа воспрял духом, был счастлив, что нужен и полезен для общего дела, – говорит Светлана Константиновна.
Она, хоть и сама уже мама, бабушка и даже прабабушка, с удовольствием воспоминаниями окунается в детство. Любила, когда отец брал ее на работу. Сколько километров намотала с ним в председательском УАЗике, не сосчитать. С гордостью говорит, что всегда была папиной дочкой. Правда, пошла всё же по маминым стопам – окончила пединститут. А когда кто-то замечает, что она похожа на отца, причем не только внешне, для нее это лучший комплимент.
За людей – горой
Жительница агрогородка Гожа Алла Салей почти двадцать лет трудилась под руководством Константина Кардаша. Молодым агрономом-селекционером она пришла в «Искру» в 1972 году.
– Работать с Константином Алексеевичем было в удовольствие, – отмечает Алла Ивановна.
– Он сам был трудягой, отдачи требовал и от подчиненных. У него не простаивала ни одна машина, никто без дела не сидел. Всем занятие находил. Жизнь в хозяйстве кипела. При этом люди знали, что у них есть стимул работать на совесть. У нас была разработана система премирования, получали достойную зарплату, в том числе тринадцатую.
С 1964 года хозяйство практически ежегодно достигало успехов в различных сферах производства, не единожды удостаивалось переходящего Красного знамени, медали ВДНХ. К концу 70-х – 80-е годы колхоз «Искра» занимал передовые позиции в районе, был колхозом-миллионером, отмечает Алла Салей. Во многом, конечно, благодаря грамотному руководству Константина Кардаша. Именно по его инициативе в хозяйстве в числе первых в районе была построена уткоферма, которая приносила отличную прибыль.
На уме у председателя были не только надои-привесы, урожайность, он заботился о создании достойных условий труда и жизни, замечает Алла Ивановна. При нем в агрогородке построили школу, торговый центр, детский сад. Вводилось в эксплуатацию новое жилье для работников хозяйства. Большое внимание он уделял благоустройству населенных пунктов и не только центральной усадьбе. Константин Алексеевич инициировал проведение мероприятий для тружеников села, чтобы после тяжелой работы они могли отдохнуть душой.
Рассказывают, что у Константина Кардаша было уникальное чутье на тех, кто хотел взять чужое: например, вынести зерно со склада или что-то еще прихватить колхозное. Председатель всегда оказывался в нужное время в нужном месте.
Руководитель «Искры» образцово вел борьбу с пьянством. При этом был совершенно незлопамятным человеком. Не считал зазорным на собрании от души похвалить бывшего пропойцу, который встал на путь исправления. Не без его, кстати, участия. Для многих Константин Алексеевич был воспитателем. И даже ругать умел талантливо, вспоминает Алла Салей. Специалистов, к примеру, никогда не критиковал в присутствии подчиненных. Мог отчитать работника как следует, но исключительно один на один. Голос повысит, а вот чтобы материться, такого не было.
– Он горой стоял за своих людей, ручался за работников, если было нужно. Толковые кадры всегда замечал, ценил и продвигал. И охотно помогал решать людям разные житейские вопросы, – рассказывает собеседница.
Константина Кардаша уважал и стар и млад. Алла Салей вспоминает, когда у местных детей спрашивали, кем они хотят стать в будущем, многие отвечали: «Кардашом».
У нынешнего подрастающего поколения, конечно, другие герои и кумиры. Но сегодня молодежь не должна забывать тех, кто много лет назад внес значительный вклад в развитие родного края. Ведь неслучайно говорят: «Чтобы понимать настоящее, надо помнить прошлое»…
Фото Назара Халько