Если кто помнит романс «Дорогой длинною», то начинается он такими словами: «Ехали на тройке с бубенцами…»
Сегодня даже редко в какой деревне увидишь вороного, запряженного в сани. Всё машины да машины. А они по снегу едут трудно. В понедельник так и вовсе многие автолюбители побоялись «запрягать» своих «лошадок». Куда там – снегу по колено, тут бы из дому выбраться! Но если мы в привычное время открыли глаза и поспешили в ванные комнаты, чтобы привести себя в порядок, то работники жилищно-коммунальной службы, дорожники трудились, считай, всю ночь. И, тем не менее, не смогли до утра разгрести дороги и тротуары. Смешно вытягивая ноги из снега, горожане и сельчане топали на работу. А один из пешеходов в поселке Россь Волковысского района поплатился жизнью из-за того, что тротуар был занесен и он принял решение идти по проезжей части. Водитель автобуса не заметил мужчину, не обозначенного фликером, и совершил наезд. Потому не случайно, что на планерке у председателя Гродненского райисполкома Валерия Хелского практически в качестве основного стоял вопрос зимнего содержания дорог и улиц населенных пунктов района.
Докладывали начальник филиала «Гроднодорожник» ОУП «Гроднооблдорстрой» Владимир Король и начальник ДЭУ-51 Виктор Пожах. На балансе у первой организации находится почти тысяча километров дорог, которые обслуживают 20 единиц техники. В снегопад было задействована почти вся. Ее работа организована в две смены. И в то же время без помощи сельхозпредприятий трудно справляться с задачами. Тут надо отдать должное всем без исключения руководителям СПК. Они не ждут никаких просьб, а выделяют технику на снегоуборку. Как рассказала председатель Гожского сельисполкома Наталья Макавчик, почти все улицы Гожи были очищены от снега, как и дороги, ведущие к населенным пунктам.
А вообще существуют определенные нормы по снегоуборке. Как рассказал Владимир Король, отводится от 12 до 24 часов на устранение снежных заносов после прекращения выпадения осадков. Кстати, пока идет снег, дороги не посыпаются песчано-соляной смесью. Потому как потом снежный наст не сможет сформироваться нужной плотности. У филиала «Гроднодорожник» заключены договоры с шестью сельхозпредприятиями на оказание помощи по снегоуборке проездных дорог. Это СПК «Гожа», «Нива-2003», «Озеры Гродненского района», «Прогресс-Вертелишки», имени И.П.Сенько, КПСУП «Гродненская птицефабрика». Техника «Гроднодорожника» размещена на трех площадках – в Сопоцкине, Поречье и Скиделе. Так что, можно сказать, этим населенным пунктам повезло первыми получить возможность выбраться из снежного плена.
Большую лепту в общее дело вносит Скидельское ЖКХ. По сути, это оно расчищает от снега улицы. Естественно, что в первую очередь в Скиделе. И в Коробчицах, где насчитывается до 100 улиц, жилищно-коммунальное хозяйство обслуживает 28. На очистку остальных привлекают и «Гродномелиоводхоз», а порой и частников. Ибо, как говорят, не важны пути достижения, важен результат: кто избавит от снежных заносов, не имеет значения. Главное, чтобы и ехать, и идти по дорогам и дорожкам было удобно.
Хватает в эти зимние дни работы и у ДЭУ-51. Как сказал руководитель предприятия Виктор Пожах, республиканские дороги, которые находятся на обслуживании организации, всегда под особым контролем. По ним днем и ночью движутся большие потоки транспорта. Поэтому стоит задача быть постоянно на стреме. Организацией закуплено достаточное количество песчано-соляной смеси (есть более 90 процентов потребности), сформированы бригады по выездам на работы. Однако и у этой организации бывают случаи, когда нечищенными остаются пешеходные дорожки. В частности, приводился пример, что пешеходная дорожка через мост у агрогородка Свислочь завалена снегом, как и придорожные полосы, предназначенные для движения пешеходов.
В общем, погода проверяет на прочность и дорожников, и их партнеров. И уже первые дни показали, что есть над чем работать.
Видео Юрия Дубовика