Фильм «Трактир на Пятницкой» более 10 лет собирал кассу в кинотеатрах за счет подростков. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».
1920-е годы, Москва. В МУРе разрабатывают операцию по ликвидации банды, совершающей разбои, грабежи и убийства. Известно, что преступники сделали местом сбора злачное место — трактир на Пятницкой.
Представившись вором по кличке Рыжий, которого все знают лишь понаслышке, в банду внедряется оперативник Николай Панин. Неожиданно приходит известие, что настоящий бандит Рыжий сбежал из мест заключения и едет в Москву.
Автор детективных и шпионских романов Николай Леонов с 1953 года работал оперативником в московском уголовном розыске. 10 лет спустя в звании капитана уволился, решив посвятить себя литературному творчеству. Опыт, полученный за время службы, превосходно сочетался с литературным даром. Его книги пользовались популярностью. Экранизации были одна ярче другой. По его произведениям уже вышли фильмы «Ринг» (1973), «Вариант «Омега» (1975).
Повесть «Ждите моего звонка» стала на экране «Трактиром на Пятницкой». Хоть писатель в 1920-е еще не родился, в МУРе в бытность его службы в 1950-е оставались старожилы, работавшие там со времен нэпа.
От них-то он и узнал о деталях и тонкостях московского преступного мира послереволюционной поры.
Идея экранизации возникла, когда книга попала в руки режиссера Александра Файнциммера. Он считался легендой «Мосфильма». В конце 1920-х вместе с коллегами проходил практику в Голливуде. С 1929 года работал в «Белгоскино», базировавшемся в Ленинграде. После фильма «Поручик Киже» (1933) ему присвоены звания «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР» и «Заслуженный артист Белорусской ССР».
В 1949-м вместе с В. В. Корш-Саблиным Файнциммер в Минске снял отечественную киноклассику — «Константин Заслонов».
Любил экспериментировать с жанрами. В 1955-м вышла его картина «Овод», сделанная на «Ленфильме». Почти сразу на «Мосфильме» он снял музыкальную комедию «Девушка с гитарой» с Гурченко в главной роли. Страсть к смене тем и форм подтолкнула его в 72 года взяться за детектив. Позже он снимет еще одну ленту в этом жанре — фильм «Прощальная гастроль артиста».
В книге и в написанном сценарии главарем банды был мужчина по имени Василий, а не женщина. Превратить скупщика краденого, бывшего агента царской охранки в разбитную жесткую бандершу решили прямо на кинопробах. Тамару Сёмину пригласили на эпизодическую роль кабацкой певички. Так совпало, что перед этим она снялась в череде тяжелых военных картин, устала от слез в кадре, кинобоев. Актрисе хотелось покуражиться, исполнить легкую искрометную роль. Но, пробуясь перед камерой, она показала такую характерную героиню, что после команды «стоп» оператор произнес: «У нас есть главарь банды». «А что же делась с Василием?» — спросил сценарист. «А мы его убьем», — сказал Файнциммер. Так Сёмина в ленте стала хозяйкой трактира. А ее любовником, бандитом по кличке Серый, — Константин Григорьев. Правда, сначала утвердили Льва Дурова. Но, несмотря на отрицательную харизму, в нем проглядывалась природная доброта.
Сыграть князя Рюмина по кличке Цыган режиссер звал Михаила Боярского. Файнциммеру нравились его дворянская стать, военная выправка, которыми он еще не успел блеснуть в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера». На его счету уже была роль в музыкальной комедии «Собака на сене». Вот только кандидатуру Боярского не одобрил худсовет. Ленинградский артист не нравился Николаю Сизову, директору «Мосфильма». Тогда начали искать замену, такой же мужественный типаж. Кто-то посоветовал Николая Ерёменко. Наш земляк, снискавший невероятную популярность после роли Жюльена Сореля в фильме «Красное и черное», как раз мечтал расстаться с амплуа романтического героя. И стал на экране убедительным рисковым Цыганом.
Для молодого актера Александра Галибина предложение попробоваться на роль Пашки-Америки было неожиданным. Он оканчивал театральный вуз, за плечами была всего одна работа в кино. Режиссеру рекомендовали не рисковать с малоопытным актером, но Галибина утвердили.
С актерским ансамблем Файнциммер попал в яблочко. Экранную подругу персонажа Галибина сыграла Марина Дюжева. Юрий Назаров — предателя Ивана Шлёнова. Глеб Стриженов — музыканта в трактире. Виктор Перевалов — чекиста под прикрытием. Для актера с детскими чертами лица роль стала последней большой в советском кино. Иванушка, сын Марьи-искусницы из знаменитой киносказки, в 1980-е работал сторожем, грузчиком, строил метро. Только в 2000-е его стали приглашать на роли, на сей раз свихнувшихся стариков.
Перед художником-постановщиком картины стояла сложная задача: найти в Москве районы, нетронутые современной застройкой. Это оказалось непросто. Пятницкая давно претерпела изменения по Генеральному плану реконструкции столицы. Снесли и трактир, существовавший в реальности.
Декорации его построили в павильоне. А натурные съемки улиц проводили на Большой Ордынке, в подворье Малоярославецкого Никольского монастыря. Здания торговых рядов в Москве не сохранились. Их нашли в Ростове Ярославской области. Казалось, к 1977 году там ничего не изменилось с дореволюционных времен. Режиссер настаивал на том, что никто не может импровизировать и менять слова в тексте. Картина для тех времен была смелая. Файнциммер надеялся, что претензий к фильму, снятому в точности по утвержденному сценарию, не будет. Дело в том, что эпоха нэпа в 1950–1960-е в официальной историографии подавалась исключительно в негативном свете. Никто не вспоминал, что именно нэп спас страну от голода. В тот период было много экономических, культурных и социальных свобод в сравнении с последующими десятилетиями. В ленте это заметно. И авторы опасались нападок.
Тем не менее фильм без препятствий появился в кинотеатрах летом 1978 года. Стал одним из лидеров годового проката. В течение последующих 10 лет, если какой-то из кинотеатров не выполнял годовой план по сборам, на афишах вновь появлялся «Трактир на Пятницкой» и собирал неплохую кассу за счет подростков. Они ведь были маленькими, когда этот приключенческий фильм показали впервые, ранее его не смотрели. Кинопрокатчики хорошо знали и знают, что тинейджерская аудитория полностью обновляется раз в три года.