Сегодня День рождения у талантливого режиссера, продюсера и сценариста Кристофера Нолана. Каждый его фильм – яркое, почти историческое событие в мире кино. Кто же он, этот гений современности?
Кристофер Нолан является одним из самых кассовых режиссеров, а также одним из самых известных и влиятельных кинематографистов нашего времени.
В его фильмографии нет «проходных» картин. Первый же полнометражный фильм «Преследование», снятый всего за шесть тысяч долларов в 1998 году, получил высокие оценки и зрителей, и кинокритиков. Причем Нолан был в нем и режиссером, и сценаристом, и продюсером, и монтажером, и оператором.
На следующую работу («Помни») ему удалось благодаря успеху первой картины добыть 9 миллионов долларов. Он адаптировал рассказ родного брата «Memento Mori» и создал великолепный триллер. Закрепила успех «Бессонница» с Аль Пачино, Робином Уильямсом и Хилари Суэнк. А после этих трех фильмов началась череда «беспроигрышных» картин.
Судьбу Кристофера определил тот момент, когда в 7 лет он впервые увидел «Звездные войны» Джорджа Лукаса, а потом «Космическую одиссею» Стэнли Кубрика и увлекся кинематографом и сочинительством. Первые свои работы Кристофер снимал на отцовскую 8-миллиметровую камеру, «актерами» были игрушечные солдатики.
У Нолана нет специального образования. Он окончил филологический факультет по специальности «английская литература». Но с камерой не расставался, снимая в свободное время короткометражные фильмы. Сам Нолан рассказывает: «Поскольку бюджеты у нас были микроскопические, снимали по субботам в свободное время, а если кто-то не приходил на площадку, приходилось делать всё самостоятельно. Зато теперь при работе над большими фильмами я знаю обязанности каждого на площадке и могу говорить с людьми на их языке».
Филологическое образование научило Кристофера работать с историями, с литературными концепциями и понимать, что, помимо самой идеи, в произведении есть подтекст, эмоциональные слои, которые рождают воспоминания, ассоциации, образы.
Располагая всей мощью современной компьютерной эпохи, он все равно предпочитает как можно реже использовать цифровые спецэффекты. Например, для сцены драки в коридоре в фильме «Начало» ничего не рисовали, а потратили 3 месяца и 5 миллионов долларов, чтобы построить реальный вращающийся коридор.
Режиссер говорит: «Я рассматриваю каждый фильм, над которым работаю, как последний. Только так ты можешь вложить в картину всего себя, без остатка».
Самоотдачи его фильмы требуют и от зрителя. Большинство картин нельзя смотреть вполглаза, между делом – ничего не поймешь. Эксперименты с нелинейным повествованием, любовь к научным теориям, запутанным сюжетам, ребусам, недосказанности делают его фильмы достаточно сложными. При этом умело построенный сюжет позволяет сохранить тропинки, по которым внимательный зритель сможет пройти между нагромождениями и выйти к финалу просветленным и довольным своей сообразительностью.
Еще одна интересная деталь: все фильмы Нолана снимаются в режиме строгой секретности. Актерам даже не выдаются на руки сценарии, от них скрываются концовки. Даже композитору Хансу Циммеру режиссер не раскрыл сюжета «Интерстеллара», дал лишь страницу текста, который должен был помочь при сочинении музыки, причем там не было ни слова о самом фильме. Но саундтрек получился грандиозным.
Этой осенью планируется выход нового фильма Кристофера Нолана «Довод». Единственное, что известно на данный момент, это будет триллер о мире международного шпионажа.
И больше ни слова. Заинтригованы? Мы тоже.