Судьбы Праведников народов мира из Гродненского района нашли отражение в обновленной экспозиции «После катастрофы. История гродненских евреев» в Государственном музее истории религии.
В основу выставки легла трагедия еврейской общины в городе над Неманом. До войны она насчитывала около 25 тысяч человек. После того как в июле 1944 года Гродно освободили, здесь оставалось не более 200-300 евреев. И то большинство из них вскоре покинули родные места.
Один из разделов экспозиции повествует о жертвах Холокоста – бывших узниках Гродненского гетто и фашистских концлагерей, руководителях и бойцах антифашисткого подполья и партизанских отрядов, фронтовиках. На нескольких стендах – фотографии и биографии тех, кто приехал в областной центр из других уголков страны и союзных республик уже в послевоенные годы.
– Специалисты еврейского происхождения помогали восстанавливать хозяйство: развивали промышленность, медицину, культуру и образование региона. Многие из них внесли вклад в возрождение еврейской диаспоры, – рассказывает заведующий отделом научно-исследовательской и экспозиционно-выставочной работы Гродненского государственного музея истории религии Андрей Тихомиров.
Особое место в экспозиции занимают истории Праведников народов мира. Это звание израильский Мемориальный комплекс истории Холокоста «Яд Вашем» с 1953 года присваивает отважным добровольцам другой веры и национальности, которые спасали преследуемых евреев от расправы во времена Второй мировой войны. В честь отказавшихся стать пособниками зла высаживают деревья на аллее Праведников, а их имена заносят на Стену почета в комплексе. Среди почти 28 тысяч выходцев из 51 страны – более 600 героев из Беларуси.
Примеры мужества, самопожертвования, гуманизма есть и в Гродненском районе, отмечает Андрей Владимирович.
В декабре 1943 года в дом Зигмунта и Катажины Толочко на хуторе Мигово около деревни Александрово постучались. На пороге стояли два чужака. После побега из Гродненского гетто братья Борис и Хацкель Фурье долго скитались: прятались в подвалах брошенных домов, искали кров. Но впустили их только Зигмунт и Катажина. Посовещавшись со старшими детьми Казимиром и Вацлавой, хозяева приютили новых знакомых у себя. Братья поселились на чердаке в сарае. По вечерам они приходили в дом погреться, выпить чая.
Однажды хуторян предупредили, что в деревне немцы. Борис и Хацкель проделали дыру в крыше, выбрались наружу и спрятались в снегу. Нацисты нагрянули к Толочко с обыском поздно вечером. Казимир лежал на печи. Мать, которая немного говорила по-немецки, сказала, что он болен.
Зигмунт и Катажина хотели, чтобы братья ушли: они боялись, что тех рано или поздно обнаружат. Но дочка с сыном переубедили родителей. Забота о невинно гонимых земляках легла на плечи семнадцатилетней девушки. По ее воспоминаниям, семья постоянно подвергалась опасности: немцы приезжали часто – и с проверкой, и на постой. Однажды у них три дня гостила дюжина фашистов. Каждый раз, тайком пробираясь на чердак, Вацлава рисковала собой и близкими. Чтобы братья знали, что идут свои, молодые люди придумали условный знак: поднимаясь наверх, Казимир напевал.
На чердаке Борис и Хацкель провели семь месяцев: семья сумела сохранить секрет и от немцев, и от соседей, и от двух замужних дочерей, которые жили отдельно. После войны Фурье не потеряли связь со своими спасителями: часто навещали их, называли Зигмунта и Катажину мамой и папой, а Вацлаву – сестрой. В 1983 и 1999 годах Толочко были названы Праведниками народов мира. На экспозиции можно увидеть принадлежащие им именные медали с выгравированными на иврите и французском языке словами «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир» и почетные грамоты.
16 февраля 1997 года «Яд Вашем» удостоил этой награды также Иосифа и Стефанию Гавроник из Новоселок. В марте 1943 года в деревне появилась группа из девяти человек, которым удалось сбежать из Гродненского гетто при депортации последних узников. Их привел близкий друг семьи Павел Хармушко. После пожара в 1938 году, полностью уничтожившего дом, он перебрался из Новоселок в Лососно. Но по соседству с хозяйством Гавроник стоял уцелевший сарай Хармушко. Там Павел планировал спрятать своих еврейских друзей: известного в Гродно доктора Григория Ворошильского с женой и детьми Ритой, Хесей, Целиной и Виктором, Бориса Шиффа, его жену Анну, сестру Галину Лифшиц. Одному ему было не справиться, и мужчина попросил о помощи бывших односельчан. Хотя в семье Толочко росло семь детей, Иосиф и Стефания не отвернулись от чужой беды.
Сначала беглецы ютились на чердаке в сарае, затем – в выкопанном и замаскированном под полом убежище. В хозпостройке разместили домашних животных, чтобы дважды в день приносить корм для скота и продукты для евреев. Стефания, Иосиф и их старшая дочь Ванда взяли на себя хлопоты о подопечных. Они готовили и стирали им одежду, два раза в неделю пекли хлеб. Чтобы не вызвать подозрений у соседей, продукты покупали в разных деревнях. Иосифу и Стефании тяжело было прокормить столько лишних ртов, поэтому Павел поддерживал их деньгами или выменивал вещи на съестное. Евреи укрывались у Гавроников до прихода Красной Армии – почти полтора года…
Экспозиция «После катастрофы. История гродненских евреев» – это еще одно напоминание о преступлениях против человечества, которым нет оправдания, и белорусах-праведниках – совести народа.
Фото Назара Халько