В нынешнем учебном году школьникам предстоит пройти новый вид экзаменов — централизованные. Пока неясно, по каким предметам они станут обязательными. В том, что уже делается в данном направлении, разбиралась корреспондент агентства «Минск-Новости».
Текущий учебный год для школьников страны особенный. С сентября вступил в силу новый Кодекс об образовании, который повлек за собой немало изменений. Кардинально пересматривают форму и организацию выпускных экзаменов. Здесь есть серьезный повод для волнений как у родителей и детей, так и у педагогов. Уже началась вторая четверть, но до сих пор неизвестно, как пройдет итоговая аттестация выпускников 11-х классов и как они в дальнейшем будут зачисляться в вузы. На августовском совещании, посвященном развитию национальной системы образования, Глава государства заявил, что учителям, выпускникам и их родителям необходимо четко знать все правила проведения вступительной кампании 2023-го. И к Новому году должен быть представлен тот самый вариант. Важно выстроить такой алгоритм отбора ребят, чтобы в вузы шли самые мотивированные, те, кто в университете не разочаруется в выбранной профессии.
В 2023-м в качестве испытания учащиеся 11-х классов будут сдавать централизованные экзамены (ЦЭ). Но какие? Изначально предполагалось, что обязательными станут русский или белорусский язык и математика. Однако сейчас прорабатывается другой вариант: все выпускники 11-х классов будут сдавать ЦЭ по русскому (белорусскому) языку и еще один на выбор — по тому предмету, который пригодится учащемуся для поступления в вуз.
— В сентябре провели широкое изучение мнения педагогов о том, в какой форме проводить школьные экзамены. Все результаты обобщают, анализируют, и, наверное, скоро мы узнаем формат централизованного экзамена, — отмечает первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.
Уже сейчас точно известно, что экзамены станут похожи на ЦТ, но, так сказать, усовершенствованного образца. Познакомиться с ними будущие выпускники смогли во время репетиционного тестирования.
— Пожалуй, сегодня нет ни одного ученика, родителя, педагога, который сказал бы, что изменения в системе выпускных экзаменов не нужны. Действительно, назрела необходимость переформатирования как итоговой школьной аттестации, так и вступительной кампании, — считает директор средней школы № 73 Ирина Родик.
Раньше ребята, оканчивающие 11 классов, выдерживали четыре обязательных экзамена: по русскому или белорусскому языку, математике, истории Беларуси и иностранному. А потом исходя из реальных интересов и способностей выбирали вуз и дополнительно сдавали ЦТ как минимум по трем предметам. И если взять, к примеру, тот же медицинский университет, то выпускникам следовало основательно готовить помимо экзаменационных предметов еще химию и биологию. Нагрузка получалась колоссальной. Предполагается, что введение ЦЭ, который послужит и итоговой школьной аттестацией, и сертификатом в вуз, поможет снизить выпускной стресс.
— То, что Министерство образования поменяло подходы, хорошо. Прислушались к учителям, проанализировали ситуацию. Я участвовала в круглом столе, где присутствовали и родители. Каждый высказывал свое мнение, — рассказывает Ирина Родик.
Председатель Минской городской организации республиканского общественного объединения «Белая Русь» Наталья Воронова:
— Централизованный экзамен, который планируется ввести в 11-м классе, в частности его структура, формат, на протяжении этого года волнует и меня как маму выпускницы. На самом деле инициатива классная. Что в этой ситуации может сделать «Белая Русь»? У нас есть первичка в Министерстве образования. Обратимся к Андрею Иванцу, предложим провести встречу с родителями. Хотелось бы лучше понять, какие испытания пройдут в форме ЦТ, а какие — в форме единого экзамена, как посчитают средний балл аттестата. И, наверное, наших детей волнует, как грамотно расставить приоритеты.
Если такой вариант окончательно примут на уровне руководства страны, перед выпускниками 11-х классов возникнет важный вопрос: «Какой предмет выбрать для сдачи ЦЭ?» Ведь он впоследствии послужит основанием для поступления в вуз. И если сейчас решишься на математику, то на филфак точно не попадешь.
— Дети после школы шли сдавать три-четыре ЦТ, получали на руки веер сертификатов и выбирали вуз, в который проходили по баллам. И после, общаясь с выпускниками, я часто слышала, что они разочарованы в выбранном месте учебы. Наука не кажется им интересной, местами скучна и даже сложна. Но ребенок после школы должен уже четко понимать, кем он хочет быть, — говорит Ирина Родик.
Для этого в учреждениях общего среднего образования вводится допрофильная подготовка, а в старшей школе дети изучают выбранные предметы на повышенном уровне.
— Мы очень ждем, что к зиме будет принято окончательное решение об экзаменах, — говорит Ирина Родик. — Но при этом мы не сидим без дела. Работа учителя не сводится к тому, чтобы подготовить выпускника к итоговой аттестации или вступительным испытаниям в вуз. Сегодня миссия школы гораздо глобальнее. Ребята должны уметь применять полученные знания в жизни, это так называемая функциональная грамотность.
По словам собеседницы, в ее учреждении 11-классники уже рассказали о своих предпочтениях. Среди них есть и физика, и химия, и география…
— Объективно каждый учитель понимает, что именно его предмет могут выбрать для ЦЭ. И для ребят в таком случае создана система и повторения, и углубленного изучения тем. Работают факультативы. Предлагаем по желанию родителей и платные образовательные услуги, — отмечает Ирина Родик. — Мы знаем, что выпускные экзамены пройдут в тестовой форме. В связи с этим Министерство образования изменило виды контрольных работ, которые пишут сейчас в школе. В выпускных классах стало меньше диктантов, изложений, больше тестов.
По мнению педагогов, преимущество централизованного экзамена — в его объективности. Проверять работу и выставлять баллы будет не школьный учитель.
Предполагается, что для поступления в вуз абитуриенту потребуется пройти три испытания. Два из них он выдержит в школе — это те самые ЦЭ, еще один — внутренний в университете, он может быть в форме ЦТ, собеседования, сочинения и т. д. Чтобы за всеми этими экзаменами увидеть и самого абитуриента, предлагается ввести характеристики. Их будут писать на каждого ученика его же педагоги.
— Считаю, это хорошая идея. Обычно на виду дети, активно участвующие в олимпиадах и конкурсах, с высокой успеваемостью. Однако есть и те, кто, может, не так хорош в учебе, но активен в общественной жизни класса, школы, в гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня вырастить настоящего гражданина — задача № 1. И для таких детей подобная характеристика очень важна и нужна, — делится мнением Ирина Родик. — Но успокою родителей и учеников, которые считают, что к составлению такого документа в школе могут отнестись субъективно. Предполагается, что характеристику будут обсуждать на педагогическом совете. А это коллегиальный орган: каждый учитель сможет высказать свою точку зрения. Кроме того, будут разработаны единые критерии.
Как было отмечено выше, глобальная цель преобразования итоговых экзаменов — упростить жизнь самим школьникам, чтобы они испытывали меньше стресса и перегрузки. Спросили у выпускников, почувствовали ли они облегчение.
— Если честно, еще нет, — улыбается 11-классница гимназии № 29 Мария Масловская. — Слышала, что ЦЭ будет похож на ЦТ, но с его формой еще не определились. И это волнует. Неизвестно, будем ли сдавать математику. А также пугают внутренние испытания в вузы, поскольку ранее такого еще не было. То есть нам, скорее всего, предстоит какое-то устное собеседование с приемной комиссией, что настораживает.
— Меня также пугает внутренний экзамен, — замечает еще одна выпускница гимназии Маргарита Супранович. — Известно, что он повышенной сложности. И важно будет показать не только знания, но и хорошие стороны, качества личности. А перед нами окажутся незнакомые люди в приемной комиссии, которые в совершенстве владеют своим предметом, и очень страшно сказать что-то не то, не так выразиться и, соответственно, не защитить свою работу.
Школьницы готовятся к тому, что после школы будут сдавать один из ЦЭ по выбору.
— Мне очень сложно определиться с предметом, потому что интересны все, — улыбается Маргарита. — Поразмыслив, оценив свои жизненные принципы, пришла к выводу, что близко направление биохимии. Потому в качестве ЦЭ помимо русского выберу химию или биологию. Скоро пройду репетиционное тестирование по этим предметам и решу, какой из них лучше выходит.
В заключение дадим совет нынешним выпускникам: стоит пройти репетиционное тестирование по как можно большему количеству предметов и посмотреть на результат. Это поможет и в выборе дисциплины для сдачи ЦЭ.