Доктор физико-математических наук, профессор Владимир Котов работает в Белорусском государственном университете 45 лет. Заведует кафедрой дискретной математики и алгоритмики. Уникальный человек. Во-первых, потому что сфера его научных интересов довольно узкая: он занимается приближенными и онлайн-алгоритмами. Результаты его трудов очень востребованы за рубежом. Во-вторых, профессор написал для белорусских школьников новые учебники по информатике, которые им, кстати, нравятся. Ну и в-третьих, готовит студентов и лицеистов БГУ к победам на международных олимпиадах по программированию. Корреспондент агентства «Минск-Новости» пообщалась с профессором.
Полки в кабинете Владимира Михайловича заставлены авторскими учебниками. Много здесь и фотографий счастливых студентов с кубками и наградами.
Сам он родом из Вилейки, где учился в обыкновенной городской школе. Но учился старательно. Говорит, была мотивация, и указывает на пожелтевшие дипломы за спиной. На них значится дата – 1969 год. 2 января – победа в олимпиаде по математике, 3 января – по химии, а 4-го – по физике. В интеллектуальных соревнованиях юноша выходил победителем. На Всесоюзной олимпиаде школьников по математике показал лучшее выступление от Беларуси. Этот диплом лично подписывал академик Андрей Колмогоров. Один из крупнейших математиков XX века пригласил талантливого парня в свою спецшколу.
Всего в Советском Союзе было открыто несколько таких «колмогоровских» школ-интернатов физико-математического профиля. Это был уникальный педагогический эксперимент по целенаправленной работе с одаренными детьми.
– Брали туда ребят только из сельской местности и маленьких городков. Нас учили серьезным вещам. Например, в 9-м классе проходили теорию вероятности, интегралы. Занятия вели в том числе и преподаватели МГУ, – вспоминает В. Котов. – Также изучали литературу, писали сочинения, усиленно постигали английский язык.
Профессор шутит, что это был интеллектуальный спецназ Советского Союза. Ныне выпускники в основном доктора наук, уважаемые люди. Некоторые работают в БГУ.
Такие центры действительно оказались успешными. Однако, к сожалению, отрывали ребенка от семьи.
– Мама меня провожала со слезами на глазах. Я, восьмиклассник, впервые ехал в Москву один. Но мы оказались в особой среде, где витал дух познания, действовало понятие «галстука». То есть атмосфера была не хуже, чем в колледже Кембриджского университета, – говорит собеседник.
Позже академика Колмогорова, который достиг успеха в работе с одаренными детьми, подбили на то, чтобы он попробовал научить математике одинаково хорошо всех ребят. Ученый возглавил коллектив авторов по созданию учебников для школ. Но они юной аудитории «не зашли», показались сложными.
– Не у всех математический склад ума. И глубоко постигать эту науку не нужно каждому, – считает В. Котов.
В. Котов преподает не только студентам, но и лицеистам БГУ. Говорит, общение с ребятами помогает ему… писать учебники для школ. Их язык должен быть понятен детям.
Новые пособия по информатике появились в 2017 году. На сегодня они изданы почти для всех параллелей. Их особенность – интерактивность. Можно заниматься по учебнику в электронном формате, скачать его на мобильное устройство.
В бумажном аналоге информация грамотно структурирована.
– Так, что дети стали читать даже исторические факты, – улыбается собеседник.
Школьные учебники по информатике – тема деликатная. Поскольку сама сфера меняется быстро, появляются новые программы и технологии, немало споров о том, чему же учить на этих уроках детей. Некоторые считают, что Pascal устарел, его нигде не используют. Что в XXI веке можно было бы изучать в школе что-то посовременнее: или тот же Python, или С.
В. Котов говорит: да, можно. Но есть нюансы.
– Есть фундаментальные классические знания, а есть то, что модно. Сегодня популярны одни языки, завтра другие. Нынче, например, актуально машинное обучение, облачные вычисления. Но мода на технологии изменчива. Прежде всего в школе необходимо сформировать грамотную, четкую картинку мира, дать базовые знания. Если поймешь фундамент, сможешь расширять познания. Нельзя в учебник набросать всего кусками, – рассуждает профессор БГУ. – Pascal – это не язык программирования, это алгоритмический, который учит логике.
Одна из уникальных разработок профессора уже для учащихся вузов – электронный учебно-методический комплекс «Алгоритмы и структуры данных». Он включает теорию, набор авторских задач, которые решают студенты. А электронная система потом автоматически их тестирует. Ведется ведомость успеваемости группы, можно записаться на консультацию к преподавателю. Учебно-методический комплекс создавался в рамках выделенного гранта Президента Беларуси. Студенты факультета прикладной математики и информатики сегодня занимаются на этой инновационной платформе.
Примечательно, что таким образом изучают, например, очень сложное и узкоспециализированное направление – приближенные и онлайн-алгоритмы. Речь идет о задачах, в которых следует принимать решение в условиях неполной информации. Программисты поймут, а для читателей объясним на простом примере.
Предположим, вы планируете поездку в горы, чтобы покататься на лыжах. Есть два варианта: купить снаряжение сразу или взять его по прибытии в аренду. Но вы не знаете наверняка, сколько раз выйдете в горы. Как продумать стратегию, чтобы при любом стечении обстоятельств заплатить как можно меньше денег? Вот для решения подобных задач и нужны приближенные алгоритмы. Специалистов, которые способны их создавать, мало. На ФПМИ таких ребят готовят. И они очень востребованы в крупнейших мировых компаниях.
В. Котов шесть раз становился лауреатом премии специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, и дважды – обладателем гранта Президента в области образования.
***
Срок фондирования школьного учебника по информатике – шесть лет, после чего его следует переиздавать. Но в этой области все стремительно меняется, и за шесть лет информация может устареть. Учебники В. Котова состоят из двух частей. Первая – это база и бумажный формат издания. Дети изучают основы предмета: логику, математику, программирование. Вторая – постоянно обновляющиеся технологии. Они представлены в электронном формате, и эта часть актуализируется раз в три года.