Поэтому, если вы давно мечтали понять, «как существуют эти растительноядные люди», у вас есть отличный повод открыть для себя что-то новое. Будь то новый рецепт или новый стиль жизни.
Однажды я поехала на международную конференцию. Нас поселили в отеле, а завтрак доставляли из ресторана. Перед этим попросили заполнить «небольшую анкету» для определения предпочтений в еде. Передо мной был список из нескольких пунктов. Вы вегетарианец? А может, лакто-вегетарианец? А может, ово-лакто-вегетарианец? Обязательно скажите нам, если вы фрукторианец, или плоторианец, или флекситарианец… Смотрю на последний пункт: «Веган», – и думаю: «Докатились».
По данным социологических исследований, опубликованных BBC, веганы в Великобритании стоят на втором месте по степени общественного неприятия после наркоманов. Притом что их «прирост» за последние 12 лет – 400%. А всего вегетарианцев и веганов в Британии около 600 тысяч человек. В Беларуси, кстати, около 470 тысяч. Цифры поражают.
Когда же само слово «веган» перестанет звучать для нас как экзотическое название приверженца новой религии? И почему именно сейчас, в ХХI веке, растительное питание стало настолько распространенным?
На самом деле «отголоски» веганства были во многих культурах задолго до появления этого понятия. Вспомните религиозный обычай поста. При строгом соблюдении всех канонов православный христианин, например, придерживался растительного питания более половины года, в течение около 200 дней из 365. Для некоторых народов вегетарианство фактически было и есть традицией. Как, например, в Индии. Еда часто наделялась священными свойствами. Ее по-разному объясняли и интерпретировали. Она была даром свыше.
А сейчас это набор микроэлементов. Питание постепенно превращается в подсчет полезных веществ и единиц энергии. Со временем люди поняли, что, по сути, можно прийти к тому же результату, складывая полезные вещества из растительных, а не животных продуктов. То есть человеку совсем не обязательно убивать животных, чтобы насытить организм полезными питательными веществами. Это было похоже на какое-то великое откровение. А потом оказалось, что растительная пища может быть еще и очень вкусной. Так веганство начало быстро и стремительно распространяться по земному шару.
Спасибо глобализации, ведь без нее это было бы просто невозможно. Откройте какой-нибудь рецепт веганской кухни. «Возьмите соевый сыр тофу, салат кейл, несколько плодов инжира, кубики ананаса и немного семян чиа, заправьте это йогуртом на кокосовом молоке…» Едва ли такой набор продуктов можно было бы купить на белорусском рынке даже 10 лет назад. Сегодня же можно просто пойти в супермаркет и купить всё, что угодно. Выбор – вот что изменилось за последние десятилетия и столетия.
И это не просто выбор продуктов. Это выбор стиля жизни. Веганство – это выбор не делать свой вклад в промышленность, которая работает на убийство животных. Даже если этот вклад не меняет ничего в масштабах планеты. Он меняет человека в масштабах личности. И в конечном счете это важно именно для него.
Стоит ли в таком случае осуждать человека за выбор не убивать? Однозначно нет. И однозначно стоит привыкать, что люди бывают разные. Они по-разному питаются. По-разному одеваются, развлекаются и думают.