Как найти ключик к школьникам родителям и учителям, рассказала психолог СШ № 2 г. Гродно и Гродненского зонального центра гигиены и эпидемиологии Надежда ШАМАНКОВА.
Выставляя границы
– Почему так сложно взрослым понять детей?
– Этапы экспериментов, проб и ошибок у детей были всегда. Нельзя сказать, что они сейчас стали хуже, просто другие. Мир меняется. То, о чем раньше даже не мечтали, сейчас доступно практически каждому, и с этим быстро нужно учиться работать, чтобы быть востребованным. Часто взрослые по-другому воспринимают новое поколение, так как процесс их взросления и возможности очень отличались. Отсюда конфликт поколений и недопонимание. Нужно вспомнить себя в юном возрасте, свои попытки взросления и принять, что право на них имеет каждый ребенок.
Сейчас дети более активные, и этой активностью, бывает, сложно управлять. С раннего возраста они проводят время в телефоне, что после регулярного многочасового потребления огромных потоков различной и не связанной между собой информации формирует поверхностное, калейдоскопическое восприятие и мышление. После разрозненной и бессмысленной, а чаще всего и неглубокой информации ребенку крайне сложно вдумчиво и внимательно что-либо изучать, концентрировать внимание на чем-то одном.
Но могу привести пример педагога, для которого не было неуправляемых детей. На ребят из ее класса говорили, что они шумные, но при ней они были вежливыми, воспитанными. Если кто-то пытался пошуметь, она подходила, гладила по спине и говорила шепотом что-то вроде: «Я знаю, ты такой хороший, на перемене пообщаешься с друзьями, а сейчас давай учиться, ты ведь очень умный...» И ребенок волшебным образом становился послушным.
– Стоит ли родителям, учителям быть детям друзьями, находиться на одном с ними уровне?
– У взрослых и детей разные задачи, поэтому полноценно они друзьями быть не могут. Например, психотерапевт Лафрей считает, что, хотя переход к более свободному подходу хорош, забывать о границах и правилах не стоит. Они создаются не для комфорта родителей, а для комфорта детей. Ведь мир, где всё понятно, гораздо более дружелюбен и безопасен, чем неизвестный. С родителями отношения строятся на зависимости и безопасности, где ребенку отдают, не требуя ничего взамен. Но хорошие отношения у детей с родителями – это не совсем дружба. Родитель все-таки больше дает.
Друзья же помогают выйти за границы родительского влияния, посмотреть на себя через ровесников со стороны, понять, что я из себя представляю, как другие оценивают. С друзьями – равноправные отношения, где существует баланс брать – давать. И влияния, и внимания нужно добиваться.
– Как найти эту золотую середину в воспитании между добротой и строгостью?
– Ограничения нужны, безусловно, чтобы определить границы ребенка. Когда их нет, он не будет чувствовать себя ни свободным, ни защищенным. Но границы нужно задавать постепенно. Следует понимать, что если не удовлетворены базовые потребности в еде, питье, безопасности, внимании, то о каком саморазвитии может идти речь. Если ребенок хочет кушать, то ругать за невыученные уроки будет не совсем уместно и эффективно. Помните, в сказке Баба Яга говорила: «Накорми, напои, в баньке попарь, а потом уже и вопросы задавай».
Оценка – не знания
– Какие сложности чаще всего возникают у учителей со школьниками?
– Всё очень индивидуально. Один и тот же класс при разных педагогах может вести себя по-разному. На одном уроке дети слушают учителя, у другого педагога в классе шум и гам. Это опять про личные границы как педагога так и ребенка. Родители в детстве должны определить границы и сказать, что они есть у всех и их стоит уважать. Ребенок должен понимать, что к другим нужно относиться так, как хотел бы чтобы относились к нему.
– Что больше влияет на желание учиться в начальной школе – сильный класс, хороший учитель либо способности ребенка?
– Если ребенок сильный, подготовлен к школе, но приходит в класс, где дети не знают даже букв и цифр, ему, безусловно, будет скучно. И он может потерять интерес к учебе (как правило, педагог ориентируется на уровень большинства детей). На желание учиться может влиять всё, как характер первоклассника, так и мотивация, коллектив и личность педагога.
– На ваш взгляд, стоит ли родителям помогать ребенку с уроками?
– Помощь нужно предлагать в случае, когда она нужна, и не контролировать и делать уроки за ребенка. Можно спросить школьника, всё ли он понял. От родителей зависят условия для выполнения домашнего задания: удобство парты, стула, свет, тишина. Лучше, если выполнение заданий будет начинаться и заканчиваться примерно в одно и то же время. И, безусловно, не стоит ругать и наказывать, если что-то не получилось, ведь у всех есть право на ошибку. Нужно помочь разобрать материал.
– Что же делать родителям, если ребенок не хочет учиться? И как достучаться до талантливых, для которых оценка не важна?
– Отношение к оценкам у детей разное. Во многом оно зависит от отношения родителей и количества и качества внимания в семье. Оценка – это субъективное мнение педагога, оформленное в систему цифр, но не знания. Есть дети очень способные, которые в школе учились плохо, но поступили в вузы. Оказывается, у них в классах хорошо учиться мальчикам было непрестижно и они не хотели быть изгоями. Если ребенок учится хорошо, справляется с программой и при этом ему эмоционально комфортно, то этого достаточно. Если есть большой перекос, нужно выяснять причину.
– Отчего так происходит, что отношение к учебе с годами меняется не всегда в лучшую сторону?
– Это зависит от мотивации: интересно ли, нужен ли хороший аттестат? Влияют и такие события, как развод родителей, переезд, буллинг. Любой стресс может приводить к нежеланию учиться.
Опасная зависимость
– Создается впечатление, что для нынешних детей более важным является виртуальное общение. Как оно может сказаться на личности?
– Виртуальное общение требует меньше усилий, можно ставить свои лучшие фото и не следить за внешним видом, можно использовать фразы из интернета, и не нужно их запоминать. Можно не читать книги, а в нужное время просто загуглить, обидеть человека и, не попрощавшись, выйти из сети, безнаказанно оскорбить, нарушив чье-то личное пространство. Интернет-общение не способствует развитию эмоционального интеллекта (способность управлять своими эмоциями и принимать грамотные взвешенные решения), развитию коммуникативных навыков.
– Без гаджетов и компьютеров мы сейчас не представляем своей жизни. Как понять родителям, что у ребенка зависимость от этих средств?
– Родители – это те люди, которые, как никто другой, чувствуют ребенка, они открывают новый мир и формируют представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. Любой родитель, конечно, если он сам не зависим от интернета, заметит изменения в поведении ребенка: агрессию, бессонницу, раздражительность, ухудшение оценок, неразрывное существование с гаджетом. Правила в семье должны быть общими: время для интернета, время для общения, для чтения, общих дел и игр. Родители должны интересоваться жизнью ребенка, быть в курсе его дел и увлечений. А главное – это личный пример и здоровое общение в семье.
– Знакомый педагог заметила, что нынче выпускники школ приходят в университет без мотивации, у них глаза не горят. Почему?
– Сейчас поменялись приоритеты, молодые люди понимают, что в интернете можно заработать много денег без особых усилий. Зачем тогда тратить энергию на то, что не принесет материальные блага? Многие студенты попутно с учебой в университе посещают различные курсы, а учатся в вузе для корочки. Система ценностей меняется, подстраиваясь под время.
– Что вам нравится в нынешних школьниках?
– Они творческие, стремятся к саморазвитию, открыты к диалогу, не боятся экспериментировать.