Александр Слащев
Количество просмотров: 119 Так вопрос вообще не стоит. Мы каждый день делаем это непроизвольно: читаем вывески, расписания, наименования товаров, рекламу и много-много чего еще. У человека (молодого поколения) чтение занимает значительную часть жизни. Только что он читает? Интернет-сообщения. Причем читает, плюется, но продолжает заниматься этим изо дня в день: в транспорте, за обедом, в очереди, на ходу, утром, днем, вечером...
За всю историю существования цивилизация накопила такое количество литературы, что ни один человек, каким бы гениальным он ни был, не способен ее охватить, изучить, понять. Ему просто жизни не хватит. Но количество чтива с каждым днем растет в геометрической прогрессии. Недаром Бродский воскликнул в сердцах: «Человечеству давно пора заткнуться и идти в библиотеки, прочесть хотя бы то, что уже написано».
Но вот вопрос: как отделить зерна от плевел? Что читать? Оскар Уайльд с усмешкой изрек: «Книги делятся на три категории: книги, которые стоит прочесть, книги, которые стоит перечитывать, и книги, которые не стоит читать вовсе». Безусловно, последняя категория самая большая. Но где тот путеводитель по стране с названием «Литература»?
Еще в юности мама дала список из ста книг, с которыми я должен был ознакомиться, сказав при этом: «Те книги, которые пришлись по душе, оставь в списке, а те, которые нет, вычеркни и добавляй со временем те, которые легли на сердце. Список этот доведи до ста и передай своим детям».
Такой список (в голове) – у каждого образованного человека. Причем у каждого он свой. Я не говорю здесь о произведениях, изучаемых в школе. Много больше на мое становление повлияли те, которых не было в школьных программах и, видимо, никогда не будет.
Мы все очень разные: сколько людей – столько вкусов. У каждого свои любимые романы, повести, рассказы, стихи. Даже читаем мы их по-разному! Один знакомый сказал: «Я если начал читать, обязательно должен прочесть до конца». А вот для меня это странно: если вижу, что писатель скучен, назидателен, излагает банальности или пошл, я захлопну книгу без сожаления и больше к ней не вернусь. Другой берется за чтение с середины и, если что-то затронуло, начинает уже с первых страниц. Четвертый ни за что не начнет читать, пока не посмотрел фильм, поставленный по мотивам того или иного произведения. Пятому нужно, чтоб о книге заговорили вокруг, и только тогда она его заинтересует.
В Древней Греции о человеке, недостойном быть гражданином, говорили так: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Ну что ж, читать мы умеем все. Только что? Мы забыли, что чтение – это еще и труд, направленный на собственное духовное развитие.
Помню, как я начинал вникать в великий роман Джойса «Улисс». Зная, что роман перевернул мировую литературу, дал ей новое направление, я просто не мог его не прочесть. Но не просто прочесть – понять! Я начинал читать его три раза и всё время возвращался к началу до той поры, пока книга полностью не захватила меня и уже не отпускала до конца.
Так читать или не читать? В своей Нобелевской лекции Иосиф Бродский сказал, что нечтение книг есть преступление: «За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей». Тут есть над чем задуматься.