В отличие от голландских коров, гуляющих по альпийским лугам, нашим буренкам о сочной траве можно только мечтать. Практически все животные переведены на беспривязное содержание, т.е. в пределах комплекса. Такие технологии помогают получить больше молока. Вот только век таких буренок очень короткий – всего несколько лет. Можно ли его продлить?
Следят за здоровьем
Своим мнением на этот счет поделились специалисты, которые собрались на очередной конкурс по воспроизводству стада. Людмила Кравцевич работает зоотехником-селекционером в СПК им Деньщикова. Хозяйство в числе лидеров района по надоям, в сутки здесь получают от коровы 26 килограммов молока. Людмила Кравцевич согласна с тем, что продуктивность животного сказывается на его здоровье. Самое распространенное заболевание – эндометрит. Болезнь связана с репродуктивной функцией, ею страдают многие коровы после растела. Чтобы помочь буренкам, приобрели аппарат УЗИ, обследование проводится по графику на всех фермах. Ранняя и правильная диагностика позволяет эффективно справляться с болезнями, считает Людмила Кравцевич. Об этом говорит и такой показатель, как выход телят. В СПК им. Деньщикова он составляет 94,7 на 100 коров.
Представители СПК «Пограничный» такими успехами похвастаться не могут. В хозяйстве самые низкие в районе показатели по надоям – 16 кг в день от коровы. Молодые специалисты сельхозпредприятия считают, что с вводом современной фермы с 777 буренками показатели улучшатся. Сейчас здесь наращивают поголовье и кормовую базу. Валерий Радивон работает оператором по искусственному осеменению пять лет и уже успел оценить некоторые негативные стороны беспривязного содержания. В частности, резиновый пол. От этого, по его мнению, страдают ноги и копыта. Далеко не везде установлены станки для их расчистки. Не способствует здоровью и теснота на выгульной площадке. То ли дело свободный выпас. Возможно, к этому еще предстоит вернуться, считает Валерий Радивон. Иначе буренки рискуют превратиться в роботов, что противоречит самой природе.
Ген выносливости
Беспривязное содержание увеличивает продуктивность, но влияет на здоровье. За последние годы в области значительно снизился такой показатель, как выход телят – с 89 до 75 на 100 коров. А яловая корова – это убыток хозяйству.
О том, что высокопродуктивный скот чаще болеет и выходит из строя, говорят и цифры. Средний возраст таких буренок не достигает и трех лактаций, т.е. чуть больше четырех лет. В это время корова только начинает себя окупать. Ранее средняя продолжительность была на уровне 2-2,5 лактаций.
Как продлить «трудоспособность» буренок? Генеральный директор Гродненского племпредприятия Петр Каштелян рассказал, что над этим вопросом как раз и работают ученые-животноводы. В частности, используется мировой опыт влияния генетики на долголетие. В большей степени ген выносливости (кстати, термин вполне реальный) относится к бычкам-производителям. В этом году восемь геномно-оцененных быков гродненцы закупили в Европе. Стоимость одного достигает 7 тыс. евро, что свидетельствует о важности переноса пресловутого гена.
В то же время генетический потенциал в регионе высокий, отмечает Петр Каштелян. Пример тому – племенное хозяйство СПК «Свислочь», где за прошлый год от коровы надоили более 9 тыс. килограммов молока. Это значит, что за три года надой от свислочской коровы составит почти 30 тонн. К примеру, в Лидском районе тот в два раза ниже. Свислочская буренка – показатель наших возможностей, заявляет Петр Каштелян. И действительно, в хозяйстве немало рекордсменок, которые брали призовые места на республиканских выставках. Вспомним хотя бы лидера по надоям корову Милку. К сожалению, после конкурса, который был 2 года назад, ее не стало.
Корове снится луг
Чтобы держать планку по надоям и валу, приходится увеличивать стадо. За последние пять лет численность коров в области значительно возросла и на сегодняшний день достигла 220 тысяч голов. Следовательно, растут и затраты на корм. Этот фактор является самым важным в продуктивности стада. Несбалансированное кормление приводит к ацидозу, заболеванию, связанному с нарушением обмена веществ. Его еще называют профессиональным заболеванием высокопродуктивных коров. Получить полноценное потомство от них уже невозможно. Так не проще ли пустить буренок на пашню, на естественный выпас? Как это происходит в той же Голландии – лидере в молочном животноводстве.
В европейских странах коровы действительно пасутся на лугах. Это подтвердил и Петр Каштелян, который побывал там несколько месяцев тому назад и не увидел ни одного больного животного. На их фермах, по его словам, находится не более 100 голов, в то время, как на наших – 500-600. Можно только посочувствовать буренкам, лишенным таких естественных выгулов. Однако Петр Каштелян не стал бы драматизировать ситуацию:
– Согласен, прогулка является одной из основ здоровья животных, поэтому на новых фермах, в отличие от старых, мы предусматриваем большие площадки для выгулов. Для оздоровления животные проходят 2-3 км в день в пределах фермы. Новые технологии используются на 80% ферм.
Надо сказать, что и хозяйства Гродненского района идут в ногу со временем. Внедрены «елочка», «карусель», «параллель», «роботы» и другие способы доения. Однако Петр Каштелян обращает внимание, что не везде в области, да и в районе, подготовлена качественная кормовая база.
Вернется ли наша кормилица на луга, покажет время. Сейчас, по крайней мере, специалисты нацелены на интенсивные технологии. Интересно, что думает об этом сама буренка?