Помочь людям, соблюсти государственный интерес, дать рекомендации местным органам власти. О самых злободневных проблемах региона рассказал «Перспективе» первый заместитель председателя Комитета госконтроля по Гродненской области Александр САДОВНИЧИЙ.
– Александр Михайлович, сколько обращений поступило в Комитет госконтроля с начала года?
– Всего к нам поступило почти 500 письменных и около 1 000 устных обращений. Это касается как обращений непосредственно в сам комитет, так и во время приема граждан или «прямых телефонных линий».
– С какими вопросами чаще всего обращаются жители области, в частности Гродненского района?
– Больше всего вопросов касается садоводческих товариществ. Людей, к примеру, интересует выделение земельных участков. Вот недавно были жалобы по выделению дополнительных в порядке очередности. Желающих оказалось много, но кто пришел первым, тот и получил. Хватало и недовольных, мол, документы подавали в один день, одному выделили участок, а другому не досталось. Это единственная тема, которая в районе требует решения.
– Как Госконтроль может повлиять на ситуацию?
– Наша задача – следить за соблюдением законности, чтобы не было нарушений, но, как правило, власти к этому вопросу очень щепетильно относятся. Ведь люди за этим следят, пишут, поэтому каждый землеустроитель не допускает нарушений. Больше приходится думать, как по закону помочь конкретному человеку в решении его вопроса.
– Что еще волнует жителей области?
– Распространенный вопрос – приватизация жилья в СПК. Как правило, его решает правление. Кому-то разрешают, кому-то – нет, в зависимости от того, кто как работал. Вот и появляются жалобы: почему одному разрешили приватизацию, другому – нет? Этих вопросов сейчас наибольшее количество. Немало обращений касается стоимости жилья. Здесь надо учитывать сроки: кто раньше приватизировал, то и база меньше, а от нее идут все коэффициенты и накрутки, если позже – стоимость другая. На это болезненно реагируют.
Еще для городов районного подчинения вырисовывается проблема благоустройства новых жилых застроек. Не успевают проложить дороги, создать инфраструктуру. Транспортное сообщение плохое. По такой дороге никто не хочет ездить. Хотя всё зависит от хозяина, можно найти возможность прогрейдировать. А люди приходят, жалуются.
– Я знаю, что в скором времени за обращения нужно будет платить.
– Платными будут повторные обращения. Вопрос прорабатывается. Я думаю, это правильно. Есть такие жалобщики, которым лишь бы прийти, а для нас это куча работы: транспортные расходы, приезжаешь, а проблемы нет. Поэтому все повторные обращения в какой бы то ни было орган будут платными.
– Какая сфера сейчас под особым контролем находится?
– Жилищно-коммунальная. Мы серьезно работали, по поручению Президента была создана рабочая группа в прошлом году, и в нынешнем снова. Сфера сложная, реалии таковы, что необходимо переходить людям на полную оплату, перекрестное субсидирование, часть оплаты берут на себя предприятия, а им тоже непросто. Однако по кредиту МВФ требует, чтобы мы пошли на такие меры, это одно из условий для получения кредита.
Мы стали изучать эти вопросы и видим, что есть проблемы. Одно дело, когда человек оплачивает в полном объеме за реальную услугу, и совсем другое, когда платят за изношенные сети канализации. А такая ситуация во многих районах. На старые сети, чтобы прокачать, затрачивается больше ресурсов, что потом ложится на плечи потребителей. Цена в этом случае должна быть ниже. Мы обращаем внимание на то, что люди обязаны платить за реально оказанную услугу.
– И как с этими «ножницами»?
– Такие нарушения за неделю не устранишь, на это требуются и средства, и время. Мы обращаем внимание районных исполнительных властей на проблему. Надо сейчас думать, хотя она и скрыта под землей. Но почему-то именно эти вопросы оставляют напоследок. Мало внимания уделяется в районах именно сетям. Зачастую нормы по их обслуживанию не выполняются. Эти подходы надо менять.
– Часто ли по вашим проверкам возбуждаются уголовные дела?
– Постоянно. Это часть нашей работы. Хотя сами мы возбуждением уголовных дел не занимаемся, работаем с документами, но при работе с ними выявляются случаи злоупотребления служебным положением, служебным автотранспортом, топливом. Есть нарушения при закупках, хотя не в такой степени, как раньше, но люди идут на риск. При возможности купить дешевле сознательно идут на затраты.
– Но есть поговорка: скупой платит дважды…
– Здесь сложная грань. Можно купить дешевле и потом думать, как это оборудование запустить в эксплуатацию. Но в любом случае, мы такие факты устанавливаем, отправляем на реагирование в правоохранительные органы, и они там дальше разбираются. Если зафиксирована переплата бюджетных средств, а мы видим, что можно купить по более низкой цене напрямую у производителя что-либо, то, естественно, считаем это ущербом. Есть повод для возбуждения уголовных дел.
– Как сейчас обстоят дела в сельскохозяйственной отрасли?
– Если говорить про сельское хозяйство, то я бы сказал только хорошие слова. Потому что в этих сложных условиях оно меньше всего снизило темпы своего развития к уровню прошлого года, хозяйства держатся на плаву. Хотя есть проблемы с сохранностью продукции, минеральных удобрений. Каждый год обращаем внимание на эту проблему, но всё равно ежегодно такие факты выявляются.
– Затоваренность складов большая?
– Этот вопрос у нас на постоянном контроле. Буквально с середины 2015 года удалось эту ситуацию переломить. Хотя зачастую приходится вскрывать фиктивные моменты: не реализовали продукцию, а отчитываются, что сделали это. На это мы обращаем внимание, отправляем на реагирование.
– Какие предприятия под контролем?
– Молочные лихорадит в связи с поставками продукции на российский рынок. Трудно сказать, в чем истинная причина, почему закрывают российский рынок, но, я думаю, истина посередине, кое-где недорабатывают и по качеству продукции, даем возможность россиянам придраться, не пропустить. А уже если кто-то попался, под подозрение попадает вся продукция. Хотя в целом по региону со второй половины года наметилась тенденция к снижению складских запасов, нас теперь больше волнует возврат дебиторской задолженности. По-моему, она составляет 160% по отношению к 1 января 2015 года, увеличилась в 2 раза дебиторская просроченность, причем внешняя, это огромные суммы. Сейчас мы планируем с прокуратурой рассмотреть этот вопрос на совместной коллегии.
– По-вашему, с нового года рынки закроются в связи с новыми требованиями по сертификации продукции?
– Не думаю, что рынки закроются. Мы эту тему держим на контроле. Уверен, что в правительстве продумали ряд мер, чтобы ситуация не завела в тупик. Было поручение Президента создать в области оптовые торговые базы, которые должны завозить товар и тем же предпринимателям реализовать. У нас три оптовых предприятия, но оптовики не проявляют заинтересованности, потому что предприниматели неохотно берут у них товар, хотя, купив его, еще 30% на нем можно заработать. Они считают, что этого мало, привыкли в два раза накручивать. Конечно, мера непопулярная, но рано или поздно к этому мы бы пришли.
– Может, вспомните обращение, которое вас по-человечески взволновало?
– Да, было недавно такое обращение на приеме в Волковыске. Обратилась женщина, у которой ребенок-инвалид, проблемы с сердцем. Врачи рекомендовали им переехать в сельскую местность – и воздух, и тишина. Они поселились в деревне, но рядом с ними сосед зарегистрировал агроусадьбу – сдает помещение на сутки, принимает свадьбы, корпоративы, и это не запрещено. Жаль, что интересы соседей при этом никто не учитывает. Какой уж там спокойный сон ребенка под салюты, крики, брань. Женщина много раз вызывала милицию, но соседи вроде как законно осуществляют свою деятельность.
– Может, ужесточить требования?
– Если ресторан в городе, то берется во внимание уровень шума, а здесь никаких требований не соблюдается, агроусадьба – и всё. А соседи как себе хотят. Думаю, надо вносить предложения по ужесточению требований к агроусадьбам, где не занимаются сельским хозяйством, настоящим туризмом, а создали некую увеселительную площадку под этой маркой. Настал момент, когда надо принципиально посмотреть и отсеять того, кто только прикрывается вывеской.