Нидерланды, небольшая густонаселенная страна в Западной Европе, входит в пятерку мировых поставщиков продуктов питания. Уникальность ее успеха заключается в сочетании современных технологий и экологичного подхода к производству продуктов питания.
С одной стороны, фермеры применяют дорогостоящую технику, выращивают продукты в современных теплицах и пользуются научными достижениями лучшего агропромышленного института в мире – Вагенингенского университета. С другой стороны, сельскохозяйственная политика страны предполагает минимальное использование природных ресурсов. Фермеры собирают дождевую воду для полива растений, используют солнечные панели для обеспечения теплиц электричеством, для удобрения почвы применяют навоз, а для борьбы с вредителями используют клещей специальных видов, а не химикаты.
Однако эти сельскохозяйственные успехи совсем скоро останутся в прошлом. Власти Нидерландов планируют сократить поголовье скота в стране на 30%, для чего необходимо уничтожить более 30 миллионов коров и свиней, что повлияет и на растениеводство. Правительство даже не отрицает того, что это оставит множество фермеров без работы.
Изменение климата на нашей планете – спорная и неоднозначная тема. Пока одни отрицают тот факт, что климат в принципе может измениться, другие переходят к радикальным мерам.
Мясомолочные животные считаются одними из главных виновников глобального потепления. Например, коровы выделяют в атмосферу метан через свою отрыжку, а навоз при смешивании с мочой выделяет азотное соединение – аммиак. Именно соединения азота и метана влияют на изменение климата в десятки раз сильнее углерода.
К несчастью для фермеров, отрыжки местных буренок волнуют не только местных экоактивистов, но и голландских депутатов и даже Евросоюз. Еще в 2019 году было установлено, что правительство Нидерландов не предпринимает необходимых действий для сокращения избытка азота в уязвимых природных зонах страны. Кроме того, страна всё это время и так имела исключительное положение в Евросоюзе: на голландских полях применялось больше навоза, чем разрешено в других странах шенгенской зоны. Отталкиваясь от этих данных, местный депутат Тьерд де Гроот предложил закон, согласно которому поголовье крупного рогатого скота в стране должно сократиться вдвое в течение 10 лет.
Это решение не может не отразиться и на растениеводстве. Так как эта реформа одновременно ограничит применение навоза, фермерам придется искать альтернативу. Однако минеральные удобрения из-за действий Евросоюза стали санкционным дефицитом. В теории в стране можно наладить производство удобрений, но для этого нужно большое количество газа.
На протяжении десятилетий Нидерланды занимали место главной газовой державы Евросоюза: в недрах страны хранятся триллионы кубометров «голубого топлива». Именно эта страна первой подсела на «газовую иглу»: все ресурсы были брошены на добычу газа, что привело к массовой безработице в других сферах экономики, поэтому объемы добычи газа были сокращены еще в 70-е годы. А в 2012 году в Гронингене, крупнейшем газовом месторождении в Европе, произошло первое землетрясение. Оно привело к повреждению более 30 тысяч домов из-за проседания почвы – последствия извлечения газа. Это землетрясение было далеко не последним, поэтому местные жители стали покидать нестабильный регион. С целью снижения рисков разрушительных землетрясений и ущерба окружающей среде власти приняли решение сократить добычу газа в Гронингене, а к 2030 году остановить ее полностью. Соответственно, на местный газ желающие производить минеральные удобрения рассчитывать не могут, а цены на российский в Европе превысили 2500 долларов за тысячу кубометров.
Кому нужны «золотые» удобрения, да и кто будет компенсировать их стоимость? Возможно, покупатели нидерландских помидоров и картофеля по всему миру. Но скорее всего, потребители выберут менее дорогие продукты из других стран.
Прогнозы этой экологической реформы неутешительны: министр природы и экологии предполагает, что более 15000 голландских ферм «исчезнут» к 2030 году. Всё это привело к протестам десятков тысяч фермеров по всей стране. Но даже если бы власти Нидерландов изменили свое мнение, то требования Евросоюза по нормам выбросов вредных веществ в окружающую среду остаются неизменными.
Печально оценивать последствия этой реформы позволяет опыт Шри-Ланки. Небезызвестный Цейлон производил 10% всего чая планеты, а общая доля продовольствия в местном экспорте составляла 26,1%. Под влиянием нового президента, сторонника «зеленых», в стране запретили использование минеральных удобрений. С учетом того, что Шри-Ланка не может похвастаться развитым животноводством, а экспорт навоза в страну с тропическим климатом – комическая задача, в регионе мгновенно снизилась урожайность всех выращиваемых культур. Даже рис туда теперь приходится экспортировать для обеспечения внутреннего рынка. Всего за два года лидер Южной Азии по ВВП на душу населения и по темпам его роста превратился в страну, которая упоминается в мировых СМИ только в новостях про массовые протесты, дефолт и отключения электричества.
Так как отрыжка коров губит все живое на планете, европейцы находятся в поиске белковой альтернативы. Правда, она порадует далеко не всех.
В последние годы Евросоюз ненавязчиво предлагает местным жителям обратить свое внимание на… жучков. Домашние сверчки, личинки мучного жука, перелетная саранча, личинки моли – у вас уже потекли слюнки? Сторонники поедания насекомых давят на совесть самых экологичных и ответственных: выращивание жуков несет за собой меньший климатический след, да и обходится дешевле.
Так как внешний вид таких яств пока пугает жителей Старого Света, пока что альтернативный белок продается в формате мюслей, чипсов и протеиновых батончиков. В некоторых странах муку из червей добавляют в хлебобулочные изделия.
Насекомых едят миллионы людей по всему миру. В Азии, Центральной Америке и Африке вам предложат умопомрачительные традиционные блюда из всего, что шевелится. Но во всех этих регионах местные жители так же охотно уплетают мясо и не планируют отказываться от него.
Интегрируют ли за пару лет европейские чиновники многовековой опыт употребления насекомых в пищу из других культур и будут ли европейцы иметь возможность купить мясную вырезку по умеренной цене – риторический вопрос. Скорее всего, на белорусской границе появится еще больше желающих отведать продукцию наших мясокомбинатов. Да мы и не против. Правда, на границе проверим наличие жуков в карманах: такого добра нам не нужно.
Фото носят иллюстративный характер