Желуди Юпитера... Именно так древние римляне называли грецкие орехи. В то время как сами греки именовали их персидскими или королевскими. В Россию орехи почти тысячу лет назад попали из Греции, потому и грецкие.
В Беларуси самое раннее упоминание о грецком орехе относится к 1775 году, когда известный французский натуралист и хирург Жан Эммануэль Жилибер основал в Гродно медицинскую академию, заложил первый в Великом Княжестве Литовском ботанический сад и собрал гербарий из местных растений. Именно в нем под № 1415 и хранится ореховая ветвь.
Одним из первых внимание на грецкий орех (а также персик, абрикос и виноград) обратил доктор сельскохозяйственных наук Р. Э. Лойко. Именно с его легкой руки эти культуры стали уже привычными для нашей страны. Поучаствовал Ромуальд Эдуардович и в судьбе кандидата сельскохозяйственных наук Вячеслава Борисевича, на тот момент еще студента Гродненского сельскохозяйственного института. Преддипломную практику парень проходил в РУП «Институт плодоводства», а затем остался и работать. Планировал заниматься абрикосом, но Лойко порекомендовал грецкий орех и тему кандидатской подсказал: «Биологические особенности и хозяйственная ценность ореха грецкого различного эколого-географического происхождения».
В нашей стране можно встретить различные разновидности грецкого ореха: обыкновенный, крупноплодный и скороплодный. Первые две практически ничем не отличаются друг от друга: ни по высоте дерева, ни по срокам начала плодоношения (при размножении семенным путем). Разве только по массе плода: обыкновенные (9 — 10 г), крупноплодные (14 — 18 г).
И сегодня, спустя почти 25 лет, Вячеслав считает, что для Беларуси грецкий орех — культура очень даже перспективная! Ее южное происхождение проявляется главным образом в том, что перед осенним похолоданием орех не всегда успевает сбросить листья и они резко осыпаются после первых заморозков. Вредят и летние засухи, из-за которых снижается зимостойкость, и растения зачастую подмерзают. Но, пройдя «младенческий возраст», становятся более устойчивыми.
В то же время созревают белорусские орехи раньше, чем на юге: обычно в сентябре. Да и урожаи стабильнее. Особенность этой культуры в том, что с годами урожайность постепенно повышается, а качество плодов улучшается. Так, привитое дерево при должном уходе начинает давать товарный урожай на шестой год. А с 40-50‑летнего растения можно снять до 100 кг сухого ореха.
Сегодня в Беларуси районированы четыре сорта грецкого ореха отечественной селекции. Все они зимостойкие, урожайные, достаточно устойчивые к бурой пятнистости. Плюс ко всему плоды легко можно расколоть руками. Да и извлекаемость ядра (есть у ореховодов и такое понятие) отличная: если не целиком, то половинками или четвертинками.
Первый свой грецкий орех Вячеслав высадил более 30 лет назад, еще будучи студентом. Просто воткнул орешек в цветочный горшок. Потом родители как-то быстро купили дачу и сеянец переехал на лидские просторы.
Сегодня в коллекции Вячеслава Антоновича уже более 30 сортов и гибридных форм грецкого ореха из многих стран и континентов. Работает над выведением и своих сортов. Причем не только ореха. Селекция, несмотря на смену сферы деятельности, так и осталась главным увлечением всей его жизни.
Вместе с хозяином отправляемся в ореховый сад, который высажен по схеме 6 м на 8 м. Его посадка уникальна тем, что грецкие орехи чередуются с персиками и абрикосами. В каждом ряду между орехами высажены или два абрикоса, или три персика. И сразу возникает вопрос: почему не яблоня или груша? Потому что эти культуры долго и сильно растут, да и есть практически у каждого на участке. Абрикос же и персик не такие высокорослые. И через семь — десять лет, когда орехи войдут в силу, эти косточковые культуры можно будет убрать. Абрикосы — сразу оба дерева, а персики — вначале два крайние (те, что ближе к орехам), а через какое-то время и оставшийся. У персика легче сформировать более компактную плодоносящую крону.
К орехам мы вернемся чуточку позже, а пока пару слов о южных экзотах. Абрикосы Вячеслав выращивает с косточки, а затем на сеянцы прививает черенки нужных сортов. Но, признается, абрикосы пока разочаровывают. Тот же сорт «Эксельсиор»: цвел, завязь была, но почти вся осыпалась. И в итоге на три дерева — четыре плода. Разве это урожай?
Пока из 16 образцов коллекции абрикоса лидеры — собственные сеянцы «А-4 — 18», «А-4 — 20» и украинский сорт «Полесский ранний».
Гордость персиковой коллекции — самоплодный сорт «Лойко». Во многом с легкой руки Вячеслава это название за ним и закрепилось. В свое время Ромуальд Эдуардович принес ему эти черенки для прививки.
А поскольку названия у них не было, то Слава и обозначил во всех рабочих тетрадках как «Персик Лойко». Сорт оказался зимостойким, высокоустойчивым к курчавости листьев. При хорошем освещении кожица плодов становится красной, мякоть белая, с зеленоватым оттенком. На полностью вызревших плодах кожица легко снимается с мякоти. Данный сорт открывает персиковый сезон.
Сегодня «Лойко» уже находится на госиспытании. Рядом с ним на участке Борисевича гнется под тяжестью плодов и персик собственной селекции, ему Вячеслав дал название «Дачный». Огромные оранжевые плоды очень похожи на апельсины. И почти такого же размера — весом по 150 — 180 г.
Одним словом, «Дачный» — действительно находка для дачников. Фантастический сорт. И какой урожайный! В позапрошлом году, говорит хозяин, с пятилетнего деревца собрали более 20 кг плодов, а в этом — в разы больше. Да и зимует нормально. Курчавость, к сожалению, поражает и его. Но обработки способны остановить напасть. Достоинство «Дачного» и в том, что он очень транспортабельный. Даже проехав через всю страну, ничуть не потеряет качеств и товарного вида.
Поразил своей красотой (и вкусом!) и розовощекий инжирный персик «Алекс», черенки которого привезли из Румынии. Даже при поражении курчавостью способен дать урожай.
Идеальные «греки»Ввиду своего происхождения инжирные персики более требовательны к теплу, но селекционная наука не стоит на месте и уже созданы более морозостойкие сорта. И «Алекс» тому пример. Зацветает в те же сроки, что и обычные сорта персика, поэтому для лучшего его опыления нет необходимости специально подбирать какие-то сорта. А вот созревает он одним из последних, что позволяет растянуть период потребления почти на 1,5 месяца. Основной недостаток сорта в том, что при перезревании при съеме кожица у плодоножки легко отрывается от мякоти и снятый плод теряет товарное качество. Поэтому нужно очень внимательно следить за сроками его уборки.
В школке дички-сеянцы персика ждут своего часа, чтобы, возможно, через несколько лет стать сортом. Вячеслав практикует окулировку и старается прививать персик на персик, а не на абрикос или алычу, как было раньше. Так совместимость лучше. Да и при прививке персика на персик пару подбирать не надо.
Украшение участка — краснолистный персик. Его черенки передали Вячеславу без названия, но есть предположение, что это сорт «Бургунди». Летом листья у него красно-фиолетовые, а осенью зеленеют, формируя красные прожилки. Необычные и плоды: фиолетовые и в среднем по 100 г.
Свою коллекцию персика Вячеслав ничем не обрабатывает: важно узнать, как тот или иной сорт ведет себя без химзащиты. Тому, кто не уверен, что сможет обеспечить должную поддержку, стоит остановить выбор на таких сортах, как «Лойко», «Дачный», «Алекс». Для тех же, кому по силам провести весь комплекс защитных мероприятий, выбор несколько шире: «Конгресс», «Релианс», «Триумф». Сорта «Донецкий белый», «Донецкий желтый», «Новоселковский» и «Фрост» пока под наблюдением.
— Чтобы защитить посадки от курчавости, — подсказывает Вячеслав, — необходимо ранней весной провести обработку медьсодержащим препаратом. Это могут быть «Азофос», «Медный купорос» или «Бордоская жидкость». До начала цветения по розовому бутону лучше использовать «Хорус». В конце цветения, когда осыпаются лепестки и уже видны распускающиеся листья, эффективнее «Скор». Также не надо забывать удалять листья с признаками поражения и обрезать деревья, формируя низкую, удобную для обработки и хорошо проветриваемую крону.
Наибольшую известность у нас, да, пожалуй, и на всем постсоветском пространстве, получил отобранный в Узбекистане сорт грецкого ореха «Идеал». Да, соглашается Вячеслав, он — скороплодный и урожайный, но, увы, недолговечный: с возрастом деревья начинают подмерзать даже в мягкие зимы. Так что не такой уж он и идеальный. Да и у нас найти его не так-то просто. Если начать разбираться, то окажется, что все его выращивают из орешка, то есть семенным путем. Сорт же сохраняет свои свойства при вегетативном размножении. И в «Кубанском идеале» Борисевич пока не видит ничего особенного. Не исключено, что и его уберет с плантации.
Обычно грецкий орех закладывает цветочную (то есть плодовую) почку на вершине побега. Но есть сорта, где женские соцветия (а впоследствии и плоды) развиваются не только из верхушечных почек, но и из боковых, благодаря чему урожайность таких сортов значительно выше, да и наращивают они ее быстрее.
Набирается сил саженец сорта «ЭС-86 — 16» тульской селекции. У себя на родине он плодоносил даже после 34‑градусных морозов. Подрастает и привитый «Бродвей», выведенный в Канаде из одесских семян.
Удалось Борисевичу восстановить и один из институтских образцов — «11 — 86-С». Пожалуй, это единственный оставшийся в «живых» образец. По своим характеристикам он близок к сорту «Самохваловичский-2», но имеет боковой тип плодоношения. То же можно сказать о форме «55 — 86-С», кроме того, плоды этой формы созревают одними из первых, в отдельные годы «обгоняя» на декаду «Самохваловичский-2».
На слуху у ореховодов и американский сорт «Чандлер». Среднерослый, урожайный, латерального типа плодоношения. Благодаря очень поздним срокам цветения способен избежать возвратных весенних заморозков. Потенциальная урожайность — 4 — 5 тонн с 1 га сухих орехов весом 14 — 16 г. Во всем мире он ценится за светлое и хорошо выполненное ядро.
Есть в коллекции и французский «Фернор», также сочетающий позднее цветение, боковой тип плодоношения и очень хорошее качество орехов. Да и ядро у него нежное и очень сладкое. К этой же группе относятся «Молдавский латерал» и российская «Заря Востока».
Мифы о грецких орехах размером с яблоко остаются всего лишь мифами, но есть и действительно крупноплодные сорта. Один из них — белорусский сорт «Память Минова». А также выделенные в Кобрине гибриды «К-7 — 01», «К-15 — 6 — 01» и «К-15 — 9 — 01», барановичские «Б-1 — 12» и «Б-1 — 17», североамериканский сорт «Саубер Гиант», польский «У-16». Из крупноплодных и немецкий «Ланге ван лод»: его просушенные удлиненные орехи могут весить более 30 г плюс ко всему у дерева боковой тип плодоношения.
Подрастают болгарские сорта «Пловдивский» и «Прославский». Есть в коллекции у Борисевича и совсем уникальные сорта. Взять хотя бы чешский «Сухров»: у него ядра бордового (как у свеклы) цвета. Из диковинок и декоративный грецкий орех «Леопольд» с резной листвой.
Многие сорта, что есть в коллекции у Борисевича, найдены у таких же, как и он сам, любителей. В ореховый сад Вячеслав высаживает лишь те сорта и гибриды, которые уже размножил в школке, чтобы в случае неудачи было чем заменить.