Интересно было узнать, чем живет один из самых загадочных регионов России и насколько безопасно там туристам.
Мы решили посетить Чеченскую Республику, когда возвращались на автомобиле из Грузии домой (наша компания состояла из четырех человек). Рассудили: грех проехать мимо. Всего-то пара сотен километров в сторону.
На Букинге забронировали отель на три ночи. Сутки в хостеле на наш «экипаж» обойдутся в 42–48 белорусских рублей. Если снимать апартаменты в гостинице или квартиру эконом-класса, сутки за человека будут стоить 32–48 рублей, гостиница на 2-3 человек потянет 97–179 рублей, квартира на такую же компанию – от 100 рублей.
Приехали в Грозный поздно и сразу отдались в объятия Морфея. Утром – первое знакомство с россиянами. Бригада мужчин работает в Грозном вахтовым методом, сами из Сибири. Узнав, что мы впервые в Чечне, посоветовали обратить внимание на дресс-код. Мужчинам не рекомендовали выходить из отеля в шортах, женщинам – в коротких юбках, шортах и с открытыми плечами. Если дама в брюках, то их следует маскировать туникой до колен. Выдержать такой дресс-код оказалось непросто. На улице было +34. Единственное, платок приезжим дамам надевать не нужно.
Луиза, хозяйка отеля, обозначила нам объекты, которые следует обязательно посетить. Грозный – город небольшой, поэтому побывать практически везде можно за пару дней. В нем проживает 297 тысяч человек (для сравнения в Гродно 373 тысячи. – прим. авт).
Луиза довольно интересная дама. Она родилась в Чечне, но в 22 года переехала в Москву, позже там организовала свой бизнес. Потом всё продала и вернулась домой. Как раз после ожесточенных боев, когда Грозный был почти разрушен, в том числе полностью уничтожен центральный район города. Всё отстраивали с нуля. Местные это ценят и до сих пор привыкают к мирной жизни. К слову, сейчас продолжает вестись строительство высоток.
Чеченцы соблюдают трезвый образ жизни. Алкоголя вы не найдете ни в магазинах, ни в кафе либо ресторанах. Местные подсказали только две точки. Одна –ресторан, расположенный в башне комплекса «Грозный-Сити». Правда, предупредили: если там есть спиртное, то цены будут сумасшедшие. А в магазине «Лента» алкоголь продается только два часа в день – с 8 до 10 утра. Открыли его несколько лет назад в угоду приезжим. Мы ради интереса съездили туда. В 9 утра здесь толпились только туристы и гастарбайтеры из России.
Чеченцы хорошо отдыхают без алкоголя. Досуг в Грозном ограничивается прогулками по проспекту, посиделками в кафе и посещением торговых центров. Гуляют местные допоздна, к 2 часам ночи разбредаются по домам. В 11 вечера в кафе и ресторанах многолюдно. Пьют чай, кофе, напитки, молоко. Мы купили в магазине безалкогольное пиво, однако местные посоветовали на улице его не пить, чтобы не привлекать внимание. На улицах здесь тоже не курят. Чеченка всегда должна быть под присмотром и кем-то сопровождаться – мужчиной, другой женщиной, в крайнем случае ребенком. Из бегущей строки в центре города узнали, что в этом году в Грозном отремонтируют 37 улиц или 44 км дорог.
В последнее время в Чечню наведывается всё больше туристов. Много поляков, периодически едут гости из Марокко, Бельгии, Германии, Нидерландов, россияне, в основном из Ростова, Санкт-Петербурга и Москвы. Белорусы здесь появляются редко. А вот москвичи всё охотнее переселяются сюда. Во время нашего отдыха в отеле остановился москвич, который прилетел в Грозный, чтобы присмотреть жилье. Решил продать в Москве квартиру и машину и переехать с семьей сюда.
В Чечне всё делается для человека, подчеркивают местные. Здесь хорошо развита медицина. На эту сферу Рамзан Кадыров – глава Республики – обращает пристальное внимание.
Луиза рассказала, что если человек обратился за медицинской помощью, он должен ее получить на высоком уровне. Иначе уволят всех, несмотря на занимаемый пост. Частные клиники не очень востребованы: в обычных установлено современное оборудование, отношение к пациентам уважительное.
Свадьбы в Чечне празднуют с размахом. Как правило, на них 300-500 гостей. Например, когда Луиза отдавала свою дочь замуж, было 460 гостей. По традиции необходимо приглашать всю родню. Пришлось снимать концертный зал. Стоимость человека-места – 1500 российских рублей (48 белорусских). Обычно празднования начинаются с вечера пятницы и длятся до воскресенья. Всё проходит на трезвую, в том числе и Новый год. Луиза даже удивилась, когда я спросила, как им танцуется и поется без «стимулятора» веселья.
Поинтересовалась у местных, могу ли я одна прогуляться в вечернее время по Грозному. Уверяли: в городе спокойно. Если вдруг заблужусь, посоветовали обращаться к полицейским, которых в городе много. Они, мол, не только подскажут, но, если понадобится, и до отеля помогут добраться. Местные утверждают, что воровства и грабежей у них нет. Люди боятся наказания. Если вы что-то потеряете или забудете, например, в автобусе, на скамейке (например, сережку, часы, кошелек), вас попытаются найти. Для этого дают соответствующие объявления по радио, ТВ. Один из последних случаев. Туристка из Москвы забыла в такси кошелек. Таксист приложил немало усилий, чтобы найти девушку и вернуть ее вещь. Попросил перед ним пересчитать деньги, чтобы убедилась, что он ничего не присвоил.
Взятки здесь не берут, дополнил картину таксист. Иначе тебя будут много раз «крутить» по телевизору, чтобы «прославить». Для семьи это стыд, поэтому никто не рискует. Таксист предупредил: с местными гаишниками даже не стоит пробовать договариваться. Не получится. Он припомнил случай, как гаишник взял у приезжего, нарушившего скоростной режим, 500 рублей (16 рублей белорусских) за то, чтобы не составлять протокол. Тот в разговоре кому-то рассказал – история получила огласку. Этого гаишника знала, пожалуй, вся Чечня. А Рамзан Кадыров имел серьезный разговор с его начальником. Во главе угла стоял вопрос: зачем гаишнику, который получает 47 тысяч российских рублей (1500 белорусских), брать 500 рублей? Такие случаи, скорее, исключение. Не знаю, было ли так на самом деле.
В Чечне очень распространена практика обращения к Кадырову за помощью. Этим занимается департамент по работе с обращениями граждан. Группа выезжает по адресу, проверяет условия жизни и решает, помогать или нет. Потом сигнал идет к главе Республики. Луиза вспомнила последний случай. Многодетная мать осталась вдовой. Жить негде, попросила о помощи. После изучения ситуации комиссия пришла к выводу: женщина действительно нуждается в помощи. По поручению Кадырова в течение месяца ей построили дом, сделали внутреннюю отделку и установили мебель. Бывает, обращаются аферисты, которым помощь не нужна. Но их быстро выводят на чистую воду и потом обманщиков показывают по телевизору.
За два дня мы успели посетить все объекты, которые нам рекомендовала Луиза. Первый адрес – мечеть «Сердце Чечни». К слову, одна из крупнейших в России и Европе, названа именем Ахмат-Хаджи Кадырова, первого президента Чеченской Республики. Центральный зал мечети накрыт огромным куполом (диаметр – 16 м, высота – 32 м). Внутри здание полностью отделано редким камнем травертином в сочетании с белым мрамором. Площадь мечети составляет 5000 кв. метров, а вместимость более 10 тыс. человек. Столько же верующих могут молиться и в примыкающей к мечети летней галерее и площади. Чтобы войти, пришлось разуться, надеть платье и платок. Их предоставляют там же. С рюкзаками и даже дамскими сумочками в мечеть не пускают, их следует оставлять перед входом. Делать фото и видео внутри можно.
По всему городу с плакатов вдумчиво смотрит Ахмат-Хаджи Кадыров, компанию которому составляют Владимир Путин и Рамзан Кадыров. Фотографии Кадырова-отца почти всегда сопровождаются цитатами.
Одна из визитных карточек современной Чечни – «Грозный-сити». Это комплекс высотных зданий с офисами, отелем, ресторанами и квартирами. В одном из них на 29 этаже находится смотровая площадка. Билет стоит всего 100 рублей (3,2 белорусских рубля). С этой площадки открывается шикарный вид на Грозный. Правда, вид на резиденцию Рамзана Кадырова фотографировать нельзя. Об этом предупреждает объявление. Кроме того, ходит работник и следит за вашими передвижениями. Наблюдают за вами и камеры. Если ослушаетесь, штраф не предусмотрен, просто на выходе из здания вас попросят удалить все фото с видом на резиденцию.
Побывали мы также в цветочном парке, который украшен 150 тысячами цветов. Общая площадь парка – 45 тыс. кв. метров. Он состоит из 467 металлических конструкций с высаженными цветами. По всей территории установлены скульптуры животных и площадки для семейного отдыха.
Главный проспект города делит на две части река Сунжа. Одна часть названа проспектом Владимира Путина (протяженность 1880 метров), другая – проспектом Ахмата Кадырова.
Кстати, пару лет назад было принято решение по выходным в определенное время проспект закрывать для автотранспорта, чтобы жители и гости могли полноценно провести досуг.
За те три дня, которые мы провели в Грозном, никого из мужчин не увидели в шортах. Они здесь не носят не только их, но и спортивные брюки. Девушки в основном в платьях в пол и хиджабах. Редко, но встречаются девушки в платьях чуть ниже колена, в платках и даже косынках. В местных магазинах видела белорусские товары: стерилизованное молоко «Савушкин продукт», продукцию компании «Санта Бремор» и кондитерской фабрики «Коммунарка».
Вот что отметил мой друг, который был за рулем. В Чечне водители уважительно относятся друг к другу, культура вождения намного выше, чем у нас, никто никого не подрезает, не пытается «учить» на дороге. А вот с организацией дорожного движения на перекрестках, круговых развязках не очень хорошо, всё не информативно, поэтому если за рулем водитель с маленьким опытом, то сориентироваться будет сложно. Благо, наш был опытным, у нас проблем на дорогах за всё время не возникло. И, кстати, нас ни разу не остановили полицейские.
Грозный поразил меня своей чистотой и красотой. Нигде ни одной бумажки. Это отмечают все путешественники. Ежегодно по результатам рейтинга он оказывается среди самых чистых городов России.
P.S. Об автопутешествии в Грузию читайте в следующем номере «толстушки». Расскажем, во сколько обошлась поездка, во время которой мы пытались по максимуму исколесить горную Грузию. Ну, и, конечно, отдохнуть на море.