Будем честны: на работе мы любим не только заниматься своими прямыми обязанностями, но и активно общаться с коллегами. А в редакции «Перспективы» Станислав Маевский и Алина Лицкевич спелись по-особому: конфликт поколений проявляет себя в каждом диалоге! Накануне Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа корреспонденты выяснили, что знает молодое поколение о войне.
А. Л.: – Я думаю, что разговоры о безнравственности молодых людей – это оскорбительно и несправедливо. Поколение родителей всегда говорит о том, что поколение детей глупое и неблагодарное, забывая, что таковыми этих детей воспитали именно их родители.
С. М.: – Алина, как ты можешь утверждать то, что у молодого поколения всё окей в отношении исторической памяти, в то время как сама не смотрела практически ничего из советских фильмов?
А. Л.: – Вот тут никак себя оправдать не смогу. В школьные годы сначала я была слишком юна для пугающе реалистичных картин о войне. Даже «Гарри Поттера» смотреть боялась: уж слишком много там было громких звуков и неприятных персонажей. А в подростковом возрасте фильмы вообще не смотрела. В последние годы стараюсь потихоньку наверстывать упущенное: вся мировая классика кинематографа прошла мимо меня.
С. М.: – Помнишь, я показал тебе фото знаменитой гродненской прядильщицы, Героя Социалистического Труда Марии Абабковой и спросил: «Не правда ли, очень похожа на главную героиню кинофильма «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой Нюру, которую играет Татьяна Доронина?» А ты про него ничего не слышала, и, как потом выяснилось, даже «Семнадцать мгновений весны» не смотрела!
А. Л.: – Каюсь! Кажется, в ваших глазах я безнадежна. Но мне ни разу никто не предлагал посмотреть ни один из этих фильмов, да я и не знала, о чем они. Постараюсь исправиться и готова устроить киномарафон фильмов о войне. А что вы мне можете посоветовать?
С. М.: – Рекомендую, в частности, посмотреть замечательный документальный киношедевр Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», снятый им спустя 20 лет после Великой Победы. А еще увиденный в студенчестве художественный фильм-манифест Элема Климова «Иди и смотри».
А. Л.: – Знаете, у меня есть забавная история про последний фильм. Кстати, ваш совет посмотреть его был одним из решающих при принятии решения, смотреть или нет.
С. М.: – Разве могут быть забавными истории про эту страшную, вызывающую практически физическую боль от увиденного на экране киноленту о войне?
А. Л.: – Фильм действительно душераздирающий, не спорю. Забавно от того, что мой папа снимался в массовке этого фильма. Любопытно: я всю жизнь слышала, что он побывал на съемках какого-то фильма о войне, но не знала, что речь идет об «Иди и смотри».
С. М.: – Вспоминаю себя, 26-летнего зрителя, в столичной «Москве», остолбеневшего, с комком в горле, потерявшего дар речи. Помню ту тягостную гробовую тишину в полнехоньком кинозале от одного только выражения лица деревенского парнишки Флеры, которое покрывается глубокими стариковскими морщинами от пережитого им земного ада. Как это диссонирует с тем, что ты говоришь, Алина.
А. Л.: – Папа рассказывал, что его друг на съемки выбрал самые драные штаны и рубаху, поэтому не раз засветился в кадре. А вот мой отец побрезговал и надел вещички поприличнее. Потом несколько раз ходил на кинопоказы, чтобы найти себя. Увидел только свое ухо.
Кстати, об этом фильме и о потерянном поколении. Я ни разу не слышала о кинокартине до этой весны. И тут буквально за пару недель пять моих знакомых, которые никак не связаны друг с другом, посоветовали мне посмотреть «Иди и смотри». Кстати, практически все из них – россияне. Возможно, с патриотическим воспитанием у них лучше обстоят дела.
С. М.: – Алина, у тебя нет ощущения, что ты угодила в пространную кинояму не по своей воле?
А. Л.: – Возможно, в вашем намеке есть истина. Как часто в обычных кинотеатрах показывают ретрофильмы, в школах организовывают совместный просмотр кино? Что проще и приятнее посмотреть и переварить: модный сериал о проблемах подростков или трехчасовой фильм о войне с расплывчатой по нынешним меркам картинкой? Разумеется, первое. Чтобы что-то стало действительно популярным, нужно в первую очередь сделать это доступным.
Вспомните свое детство. Кинопоказы, встречи с ветеранами в школах, популярные книги о войне, пионерское движение, комсомольская юность – вашу душу не могла не задеть тема войны. А что у нас было? Я думаю, что можно сделать многое для того, чтобы правильные фильмы были доступнее и понятнее молодежи. Причем для этого не нужно прилагать титанические усилия. Как раз сейчас многие зарубежные компании ушли с кинорынка Беларуси и России, а в кинотеатрах ломают голову на тем, что показывать зрителям. Почему бы не объединить приятное с полезным. А как вы думаете, что помогло бы юному поколению понять те страдания, которые пережили их прадеды?
С. М.: – Хотя бы не смотреть такой низкопробный пародийно-комедийный фильмец, как «Гитлер капут!» 2008 года и подобную ему киноразвлекуху на военную тему. А еще не поддаваться на удочку бесноватым фальсификаторам истории что у нас, что извне. Вот посмотри «Судьбу человека» Сергея Бондарчука. Я уж не предлагаю пять фильмов известной киноэпопеи «Освобождение», на которых выросло мое поколение.
А. Л.: – Ваша правда. Кстати, как вы думаете, кто должен заниматься патриотическим воспитанием молодежи? Мне кажется, что не просто так в белорусские школы вернули должность руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Важно не только посмотреть фильм, но и обсудить его. Даже для старшего поколения многие моменты уже непонятны, а что говорить о школьниках, для которых сороковые годы кажутся такими же далекими, как времена существования Полоцкого княжества.
С. М.: – И тут я с тобой соглашусь, Алина. Только бы патриотическое воспитание молодого поколения не носило некий декларативный характер. Причем оно должно быть комплексным. Очень важно, на мой взгляд, перехватить внимание почемучек, увлеченных более яркими картинками в гаджетах и телевизорах со шквалом спецэффектов. На заокеанских комиксах, коими с перестроечных времен была перекормлена детвора, не читавшая «Пионеров-героев» и не слышавшая «Нежности» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова, даже самый яйцеголовый вундеркинд патриотом своего Отечества не вырастет. В первую очередь почва должна быть плодородной, чтобы на ней произрастали здоровые, зрелые плоды, а не чахлые и бездушные, не помнящие родства Иваны. Самый наглядный пример истинного патриотизма преподают отцы. Они первые наставники и идеологи. В этой связи «Бессмертный полк» – акция, выстраданная поколениями непокоренных, хотя и выросших на дрожжах нанотехнологий молодых людей. Хотелось бы верить, что особенно сегодня они четко себе представляют, куда идти и с кем.