«Рыбка в банке на моем окне, эта рыбка в банке счастлива вполне…» – пела в середине 90-х годов популярная рок-группа. Время бежит, но на подоконниках и столах всё еще можно увидеть в банках или небольших аквариумах не экзотических рыбок, а из наших, «домашних» водных объектов. Они – и услада для души, и… живой барометр!
Чаще иных из рек, прудов, озер и водохранилищ перекочевывают в стеклянную тару караси, пескари, окуни и плотвицы, меняя статус «дикие» на «комнатные». Реже, но доводилось видеть в банках небольших линей и карпиков. Тут всё логично, ибо представители указанных видов повсеместно распространены и неприхотливы. Соответственно их легко поймать на удочку и без проблем доставить домой живыми. А к стесненным условиям неволи они адаптируются быстро.
Отдавая предпочтение карасю вместо гуппи или пескарю вместо скалярии, человек стремится создать живой уголок родной флоры и фауны. Не зря же гласит поговорка: «Не та мила, что хороша, а та хороша, что к сердцу пришла». К тому же рыбы из дикой природы менее прихотливы. Караси так вообще могут долго жить даже без еды и в неаэрируемой воде. Но и это еще не все их достоинства. Местные рыбки способны полноценно заменить барометр.
Именно такого мнения придерживается житель Гродненского района Геннадий Щетинин. На одной из рыбалок наряду с достойными по размерам рыбами он поймал несколько маленьких карасиков. Выпускать их на волю не стал, решив оставить в качестве живцов для ловли щук и окуней на планируемой вскоре рыбалке. Придя домой, бросил рыбок в банку с водой, полагая, что этой тары вполне достаточно для передержики в несколько дней. Однако, когда пришло время выезда, Геннадий проникся к карасям жалостью и оставил дома. Вместо них взял коробку с силиконовыми приманками и спиннинг. В итоге был вознагражден за свое благородство двумя пойманными щуками и пятеркой увесистых окуней. Но главное, именно после такого решения у него дома появились питомцы.
Первое время новые домочадцы воспринимались как обычные комнатные рыбки, скрашивающие интерьер. Но затем люди осознали, какую значимую роль они способны сыграть. Едва намечались климатические передряги, которые человек визуально не может разглядеть, как карасики мгновенно реагировали на них. Обитатели аквариума то оживлялись, то наоборот замирали. Особенно это относилось к резким перепадам давления, которое парализует рыбок. Учитывая, что среди семейства Щетининых оказались люди, страдающие артериальной гипертонией, караси превратились в предсказателей приближающегося «нажима». При этом само присутствие рыбок в доме оказывало на людей благотворное воздействие, успокаивая нервную систему.
Памятуя, что давление находится в прямой причинно-следственной связи с интенсивностью клева рыб, Геннадий взял за правило планировать свои выезды на рыбалки с учетом поведения карасей. Если они замирали и игнорировали корм, выходить с удочкой из дома не стоило. Клев, может, и будет, но крайне слабый. Кроме того, много нового и интересного рыбак почерпнул для себя, наблюдая за тем, как питаются обитатели аквариума, поедая свежего мотыля, кусочки червей и растительный корм. Словом, всё то, что наиболее часто применяется на рыбалках в качестве приманок.
Так что рыбки в доме – это фактически уникальная природная, рыбацкая и одновременно медицинская живая энциклопедия. При этом с учетом их роста всегда есть возможность вернуть плавающие барометры обратно в родную стихию. За время пребывания в тепличных условиях, где корм сыпется прямо на голову, навыки выживания в природной среде у них не пропадают. Ну а желание съесть их точно не возникнет. Ведь, как ни крути, они уже почти родня.