Соблюдать правила перевозки маленьких пассажиров с 19 по 23 февраля приучала водителей областная профилактическая акция «Лучший друг – автокресло». Вместе с сотрудниками межрайонного отдела ГАИ УВД Гродненского облисполкома в салоны машин заглянула и корреспондент «Перспективы».
Казалось бы, целесообразность использования детских удерживающих устройств в транспортных средствах уже давно не подвергается сомнению. Да и в Правилах дорожного движения закреплено, что без них перевозить детей до 12 лет запрещено. Тем не менее некоторые водители всё равно не подчиняются требованиям.
Справедливости ради отмечу, что к большинству автолюбителей, которых мы остановили вблизи учреждений образования в городе и Гродненском районе, претензий не возникло. Однако попадались и менее сознательные. Что же заставило их рискнуть здоровьем и жизнью детей? Кто-то решил не пристегивать свое чадо, потому что до садика или школы рукой подать. При этом машина оборудована детским креслом. Некоторые мамы и папы хоть и усадили малышей в удерживающие устройства, но плотно затянуть ремни безопасности не удосужились.
– Это не мой сын. Друзья попросили подвезти, – объясняет следующий нарушитель, почему один из двух мальчуганов свободно резвится в салоне автомобиля. Но какими бы благими не были намерения мужчины, именно он в ответе за чужого непоседу.
Детское удерживающее устройство – вовсе не прихоть стражей дорог. Не стоит покупать его для галочки, чтобы не схлопотать штраф. Старший госавтоинспектор межрайонного отдела ГАИ майор милиции Петр Жук рекомендует подойти к приобретению автолюльки, бустера (подушки без спинки, которая приподнимает ребенка, чтобы его можно было зафиксировать ремнем безопасности. – Прим. авт.) или автокресла осознанно. В первую очередь изделие должно соответствовать весу и росту его владельца. Именно на эти параметры нужно ориентироваться при выборе подходящей модели. Защитную конструкцию можно размещать как сзади, так и спереди. Располагать ее на сиденье рядом с водителем разрешено, только повернув спинкой к лобовому стеклу и предварительно отключив подушку безопасности. А вот стандартный ремень рассчитан лишь на пассажиров ростом выше 150 см. Иначе в момент столкновения или при резком торможении он не только не спасет ребенка, но и, наоборот, может нанести вред.
Между тем даже самое дорогое и качественное автокресло не убережет кроху от увечий, если неправильно установить приспособление или ненадежно закрепить в нем маленького участника дорожного движения. Так, 16 июня 2020 года в 21.30 вблизи деревни Наумовичи 28-летняя водитель иномарки «Форд-Гелакси» не справилась с управлением. Машина оказалась в правом по ходу движения кювете, где перевернулась на крышу. Ехавшая на заднем сиденье 5-летняя дочка женщины хоть и находилась в детском удерживающем устройстве, но не была пристегнута ремнем безопасности. От полученной черепно-мозговой травмы малышка скончалась в реанимации городской клинической больницы скорой медицинской помощи г. Гродно.
– Специальная люлька, автокресло или бустер – необходимый атрибут автомобиля для любой семьи с несовершеннолетними. Вкупе с «детским» режимом вождения, который подразумевает строгое соблюдение скорости движения и отказ от резких маневров, в непредвиденных обстоятельствах он позволит сохранить самое дорогое, что есть у родителей, – подытоживает госавтоинспектор МО ГАИ капитан милиции Виталий Семенович.
Утренняя поездка в школу или детский сад для пяти водителей из областного центра и одного из Гродненского района закончилась предупреждением или штрафом в размере до 4 базовых величин (1 б. в. – 29 рублей). Впрочем, материальные убытки – это меньшее из зол. Ведь в случае ДТП цена небрежности порой неимоверно высока.