Есть близкие виды: малый подорлик и большой подорлик. Отличают их, что понятно по названию, размеры, а также окраска оперенья и места, где они гнездятся и охотятся. Большой подорлик обитает у низинных болот или на них. Эта крупная птица находится на верху экологической пирамиды и контролирует экосистему.
– Основная проблема вида в том, что с 50-60-х годов в СССР началась масштабная мелиорация и многие болота, с которыми он был связан, в Беларуси просто исчезли, – объясняет заместитель председателя Гродненского отделения «Ахова птушак Бацькаўшчыны» Дмитрий Винчевский. – Да, сейчас говорят о повторном заболачивании выработанных торфяников, но нужно понимать, что это длительный процесс. Хотя торф считается возобновляемым ресурсом, в наших условиях он растет со скоростью один миллиметр в год. Это значит, что болота там снова появятся примерно через тысячу лет!
Когда началась массовая мелиорация, большого подорлика вытеснили туда, где гнездился малый, а он в свою очередь из-за деградации болот стал проникать в места, характерные для большого. Обычно близкие виды, которые живут на одной территории, каким-то образом разделяют между собой ниши. Но малый и большой подорлики эволюционно до конца не разошлись, и их гибриды могут давать плодовитое потомство. Уже есть много птиц, которые обладают чертами этих двух видов.
Еще одна проблема, к сожалению, тоже вызвана человеком. Раньше большой подорлик в основном питался водяными полевками. Еще в советское время на территорию Беларуси завезли ондатру и американскую норку. Они освоились и заняли место, которое им не принадлежит. Первая начала вытеснять водяную полевку, конкурируя с ней, а вторая – питаться этим крупным грызуном. Так вышло, что исконная добыча большого подорлика стала пропадать и ему пришлось менять рацион.
–Эти проблемы в совокупности приводят к тому, что вид исчезает. В Западной Европе последние пары обитают в Польше на Бебже, недалеко от нашей границы. Но непонятно, сколько там чистых больших подорликов, а сколько гибридов. Есть случаи гнездования в Литве, Латвии, Украине, но их немного. Если хищник исчезнет в Беларуси, то, скорее всего, он исчезнет как вид и в Европе, – полагает специалист.
Уже несколько лет в Беларуси проходит акция «Спаси орленка». Она направлена на то, чтобы найти старые деревья с гнездами большого подорлика и передать их под охрану. Обычно у пары, которая иногда образуется на всю жизнь, на участке 2-4 гнезда. Весной птицы в зависимости от условий занимают одно из них. Ежегодно орнитологи и волонтеры проверяют от 22 до 36 гнездовых территорий. За три года в рамках акции «Спаси орленка» обследовали 15 районов на юге Беларуси.
– Сложно сказать, сколько больших подорликов именно на Гродненщине. У нас нет таких крупных низинных болот. То, которое осталось, – Дикое уходит в Беловежскую пущу (в Свислочском районе лишь малая его часть). В сумме на этом болоте гнездится около пяти пар,– рассказал Дмитрий Евгеньевич. –Также, хотя и не каждый год, большие подорлики или гибриды какого-то поколения гнездятся в заказнике «Озеры».
Сейчас большие подорлики уже улетели на юг. В прошлом году специалисты АПБ прикрепили передатчики, которые фиксируют данные с координатами, на 8 птиц. За перемещениями пернатых можно следить на сайте организации. Большие подорлики зимуют в Греции, Турции, Йемене, а малые летят в Южную Африку. Генетическая программа, которая определяет места зимовки, более постоянная, чем та, которая отвечает за места гнездования. На одного подорлика, которого считали большим, повесили передатчик, а он полетел … в Южную Африку. Так оказалось, что это – гибрид. По внешнему виду догадаться об этом было непросто.
В тему
Национальную кампанию «Птица года» АПБ проводит с 2000-го. Она направлена на то, чтобы привлечь внимание к пернатым. Не только к большому подорлику, щеглу или хохлатому жаворонку, а ко всем тем видам, которые живут рядом: в Беларуси за последние 150 лет встречались 332 вида птиц,
а гнездятся 230.