Через 77 лет после войны жительница города Гродно, уроженка Скиделя Тамара Аношина вдруг обнаружила, что из городского музея, который размещается в Новом замке, пропали документы, подтверждающие участие ее отца в освобождении родной Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, и обратилась за помощью в редакцию.
– 9 Мая я повела внуков в музей, чтобы те воочию увидели, что их прадедушка Александр Иванович Аношин – настоящий герой, – говорит Тамара Александровна. – Но к моему изумлению и личные вещи отца, и документы исчезли из музейной экспозиции. Мне подумалось тогда, что это недоразумение. Обратились к хранителям запасников. Там опять развели руками. Посоветовали обратиться в комиссию, которая занималась списанием пришедших в негодность экспонатов. Но и там ничего. Мною овладел стыд перед внуками: выходит, всё то, что я им рассказывала, вымысел. И я начала искать. Нашла фамилию папы на сайте «Мемориал, память народа». Дальше пошла в военкомат. И только там подтвердили, что действительно мой отец с достоинством прошел дорогами войны. Он был помощником командира диверсионной группы партизанского отряда имени В.И Чапаева, партизанского отряда имени А.Я. Пархоменко, командиром отделения партизанского отряда имени М.И. Калинина, командиром роты партизанской бригады им. Александра Невского, командиром отряда им. Александра Невского. Награжден орденом Красной Звезды и медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Носил звание старшего лейтенанта.
Отец Тамары Александровны русский. Он из Пензы. В 1938 году его, двадцатилетнего парня, призвали в Красную Армию. Там он окончил школу командиров, учился в авиаклубе. А 1939 году его направили в Беларусь. Он был артиллеристом. Их воинская часть располагалась в казармах, где сейчас стоит торговый комплекс «Тринити». В числе первых солдаты приняли на себя удар врага. На Румлевском поле в 1941 году были очень страшные бои. Измотанные, израненные бойцы под натиском вражеских сил вынуждены были отступать. Остатки воинских частей попали в окружение и в плен под Столбцами. Там был создан концлагерь, где бойцы терпели издевательства фашистов, пока не разработали план побега. В 1942 году это удалось осуществить во время работы на лесопилке. Очутившись в лесу, несколько человек объединились в группу и стали искать возможность перебраться через линию фронта. Но это оказалось невозможным. Тогда они присоединились к отряду «За Родину». После были другие отряды, где Александр Аношин создал диверсионную группу на территории Минской области. А затем решением штаба на базе шести отрядов создали бригаду Александра Невского. С декабря 1943 года по июль 1944 Александр Аношин командовал отрядом с одноименным названием. В 1944 партизаны участвовали в операции «Багратион». А когда Красная Армия продолжила свой освободительный путь на территории других государств, Александра Аношина направили в народную милицию очищать территории родной Беларуси от фашистских недобитков. С 1944 по 1946 год он служил в милиции. Однако и после этого не сидел сложа руки. Тамара Александровна помнит, как в Княжеводцах, под Скиделем, отец участвовал в ликвидации банды. Оттуда вернулся израненным и долго лечился. Как он выкарабкался, один Бог знает.
И вот после таких перипетий дочь не нашла фамилии отца и в книге «Память» Гродненского района, которая вышла под редакцией кандидата исторических наук Владимира Верхося, несмотря на то, что она издана в 1993 году. В 1985 году не стало Александра Ивановича Аношина. Его похоронили на Родине, в деревне Колюпановка Пензенской области. Таково было его желание. Но это не значит, что его должны забыть.
– Мы же его дети, его жена, жили здесь, – взволнованно говорит Тамара Александровна. – В 1968 году в предшественнице «Перспективы», газете «Сельская новь», было напечатано интервью моего отца корреспонденту издания Виталию Трубицину. В интернете есть всё о папе. Размещена справка из военкомата. Я помню, как папа отдавал в музей портупею, фотографии. Я хочу, чтобы справедливость восторжествовала. Ради нас, его детей, а также внуков, правнуков и праправнуков. Кстати, моим крестным папой был начальник штаба бригады Александра Невского Виктор Железнов. В книге допущена неточность: указано, что Виктор Гаврилович был начальником штаба отряда.
К слову, мать Тамары Александровны тоже была в партизанском отряде. Она сама из Гомельской области. Была в числе других вывезена в Германию. И надо такому случиться, что партизаны отбили под Гродно у немцев эшелон с узниками. Естественно, что все бежали в лес. Там мать и познакомилась с отцом в 1943 году. Мама была очень красивой девушкой с роскошными длинными волосами. Но, заболев брюшным тифом, постриглась наголо.
Как сложилась послевоенная судьба Александра Аношина? Он возглавлял торговую сеть города, затем до самой пенсии работал на комбинате местной промышленности. Дочери пошли по стопам отца. Тамара окончила нархоз, трудилась в общепите в Скиделе, в торговой сети Германии, в городе Котбусе, где родилась мать Гитлера, экономистом, затем в Венгрии, в Будапеште, начальником планово-экономического сектора, в управлении торговли облисполкома, а затем – капитального строительства. Сестра тоже окончила торговый техникум. Работала в Скиделе товароведом на базе.
Фото автора