Мы продолжаем знакомить читателей «Перспективы» с ровесниками молодой Беларуси. Учитель Свислочской СШ Дмитрий Сях рассказал о физике и лирике в своей жизни.
В свое время он мечтал стать строителем, а учитель физики так увлек Дмитрия предметом, что он и теперь остается главным в его жизни. Кстати, когда учился в Машталерской базовой школе, Дмитрий был единственным учеником в классе на протяжении девяти лет. Всё внимание педагогов было ему, требовалось только желание постигать знания. А его хватало. Педагог Сергей Возняк сразу заметил в ученике задатки к изучению физики и помогал их развивать. Мальчишка с удовольствием постигал формулы и законы природы, решал сложные задачи, искал объяснение уникальным явлениям, успешно выступал на олимпиадах. В старших классах Дмитрий Сях перешел в Гродненскую городскою гимназию, а после выпускного подал документы на физический факультет Гродненского государственного университета имени Я. Купалы.
Распределили молодого педагога в гимназию № 1 города Ивье, но задержался там недолго: призвали в армию. Демобилизовавшись, вернулся в родные Машталеры. Устроился учителем в Свислочскую СШ. От родительского дома до нее – не больше десяти километров. Решил поработать первое время, набраться опыта, а дальше – видно будет. Но время всё расставило по своим местам. Шестой год работает здесь Дмитрий Николаевич, школа уже стала родной. Женился, от хозяйства получил благоустроенную квартиру. В город не тянет. Жить в Свислочи ему нравится: комфортно, да и места вокруг живописные.
Дмитрий Сях знает, как увлечь современных школьников знаниями, держит дисциплину и при этом общается с ними на равных. Он ведет не только физику, но и астрономию, черчение, математику. Кстати, сейчас завершает обучение по дополнительной специальности – «Учитель трудового обучения». Недаром когда-то мечтал быть строителем. Кроме того, учит младших школьников игре в шахматы, а еще является руководителем школьной бизнес-компании «Чароўнае дрэва». Ребята под его началом делают сувениры из дерева, а экопосуда из соломки и вовсе привела их к успеху на районном этапе конкурса «100 идей для Беларуси».
– С младшими школьниками работать проще. О чем бы им не рассказывал, у них всё вызывает восхищение, искреннее любопытство, – говорит учитель. – Чтобы удержать внимание учащихся средних и старших классов, приходится потрудиться. Убежден на сто процентов: если ребенку интересно на уроке, у него и мысли не будет отвлечься на телефон или что-то еще.
Да, современному учителю приходится нелегко. Нужно постоянно совершенствоваться, менять подходы, иметь свою фишку в преподавании. Дмитрий Николаевич, например, во время освоения новой темы не ставит плохих отметок. Не жалеет хороших. При проверке знаний любит четкость и объективность. Считает оптимальным способом письменную форму работы. Охотно использует метод активной оценки, когда дети сами проверяют письменные работы друг друга и оценивают согласно требованиям. Школьникам очень нравится такой подход.
За шесть лет, что работает в школе, Дмитрий Сях завоевал авторитет не только в коллективе, но и заслужил уважение у учеников. Они ценят его за справедливость, возможность проявить себя, форму подачи урока. Кстати, обычно разбор новой темы он начинает с экскурса в историю. Дисциплину держит строгую, при этом ему удается быть другом для детей, общаться на их языке.
Как и любому педагогу, Дмитрию Николаевичу особенно приятно, когда его ученики связывают свою дальнейшую жизнь с данным предметом. Их пока не так много, но немало и тех, которые убеждаются, что физика пригодится в жизни.
К слову, супруга Мария Станиславовна тоже работает в школе, она преподает белорусский язык и литературу. Но если Дмитрий Николаевич по призванию, складу характера – физик, то его жена – лирик. Вот такой прекрасный тандем получается, который отлично дополняет двухлетний сын Богдан.
Дмитрий Сях не жалеет, что выбрал профессию учителя. Планирует в ней развиваться.
– У педагога есть два пути профессионального роста: вертикальный и горизонтальный. Первый предполагает рост в административном плане, можно учить детей и быть завучем, директором школы. А мне ближе второй вариант. Хочу развиваться непосредственно в педагогической деятельности, повышать квалификацию по своей специальности. Примером является мой коллега из Одельской школы Анатолий Овсейчик, – поделился собеседник.
Дмитрий Николаевич понимает, какая ответственная у него работа. Ведь задача учителя – не просто давать знания по предметам каждому учащемуся, но и воспитать хорошего человека, личность, достойного гражданина своей страны.