В минувшую пятницу в Минске прошел IХ Форум молодых журналистов. В этом году его тема звучала так: «Белорусские медиа-2022: традиционные и новые формы работы». Организатор мероприятия – Министерство информации. Форум объединил около 300 участников – молодых журналистов государственных республиканских и региональных средств массовой информации Беларуси.
Дельные советы
Ведущие медиаэксперты, политологи и аналитики предстали перед аудиторией с обучающими лекциями и мотивационными выступлениями. Пообщался с участниками форума министр информации Республики Беларусь Владимир Перцов. Открывая мероприятие, он поблагодарил молодых журналистов за активную позицию и патриотизм. Также акцентировал внимание на остром вопросе в журналистских кругах: осуществлении деятельности районной прессы.
– Местная пресса всегда будет востребована. Лучше и больше, чем вы, людей из района не знает никто. И это – ваш козырь. Ни один центральный телеканал, ни одно республиканское СМИ не будут знать проблем вашего региона лучше, чем вы. И знать людей, которые живут в вашем регионе, лучше, чем вы. От того, насколько вы будете отрабатывать эту тематику, – зависит ваш успех, – заявил Владимир Борисович.
У участников форума была возможность задать вопросы, спросить совет у таких корифеев журналистики, как Иван Эйсмонт, Игорь Тур, Вадим Гигин и других.
Выступающие говорили о том, как противостоять хейту, рассказывали о действиях в условиях информационной войны и что такое свобода слова. Медиаэксперты делились своим ценным опытом в вопросах верстки газет, подачи информации и поиска инфоповестки, а также предлагали местным СМИ интересные идеи. Так, старший преподаватель кафедры периодической печати и веб-журналистики факультета журналистики БГУ Дмитрий Синявский предложил периодическим изданиям возродить на страницах газет жанр карикатуры.
– Карикатура – мощнейшее оружие! Наши оппоненты пользуются им. А чем мы хуже? Вспомните, как работала карикатура во время Великой Отечественной войны. Сейчас это важный газетный контент. Напечатали, распространите дальше. Так, карикатуры, опубликованные на первой полосе «Минской правды», разлетелись по всему интернету. Люди их смотрят, – привел аргумент Дмитрий Петрович.
О необходимости развития авторской журналистики, в том числе и в районных СМИ, говорил политический обозреватель ОНТ Игорь Тур. По его словам, у журналистов в местных изданиях есть все шансы стать востребованными в этом направлении. Игорь Тур уверен, что для того чтобы авторская программа имела вес, журналисту надо иметь определенный опыт, историю за плечами. Ему должны верить и доверять в этом вопросе. Например, статью о воспитании подрастающего поколения читатели скорее воспримут от человека, который вырастил детей, а не от того, у кого нет подобного опыта. В то же время он прогнозирует, что интерес к авторской журналистике в ближайшее время будет падать. Кроме того, политический обозреватель считает, что после ожесточенной информационной войны в 2020 году, когда градус на страницах изданий был накален до предела, многие устали от такой подачи новостей. Сейчас читатели и зрители хотят просто знать новости. Он посоветовал вкладывать меньше субъективных эмоций в свои материалы.
Поточный TikTok
Многие выступающие говорили о развитии социальных сетей. Сейчас это уже не просто дополнение к газете или телеканалу, которое несет в себе развлекательную функцию. В современных реалиях это отличный инструмент влияния на молодежь. Эксперты в один голос твердят, что в этом вопросе главное для государственных СМИ оказаться первее иных источников информации. Социальные сети газет, телеканалов и радио должны быть привлекательными для молодых людей, вызывать интерес и доверие. О том, что соцсети набирают обороты, становятся практически наравне с официальными средствами массовой информации, говорит и статистика.
– Как показали последние социологические исследования, из социальных сетей и мессенджеров молодые люди потребляют 83,7% и 63% новостей соответственно, – отметил Владимир Перцов.
Опытом работы на просторах интернета поделилась ответственный секретарь Кричевской районной газеты Дарья Боровикова. Она уверена, что постоянная работа с аккаунтами периодического издания во всех социальных сетях, безусловно, важна. Сейчас среди молодежной аудитории востребована платформа TikToK. Девушка рассказала о том, какие видео набирают популярность у них и как производится контент. А редакциям, которые не представлены в этой социальной сети, посоветовала задуматься над созданием аккаунта. Ведь новости там получают большое распространение и отклик, а в комментариях можно поддерживать связь с читателями.
О важности собственного «Я» в медиасреде говорила пресс-секретарь Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь Анастасия Рудзская. Девушка активно ведет социальные сети, где показывает себя не только как интересная личность, но и как профессионал в своей среде. На личной странице Анастасии можно увидеть мнение девушки о важных политических и общественных событиях в стране. Она посоветовала молодым журналистам последовать ее примеру и сделать себе имя. К примеру, корреспондент газеты может рассказывать своим подписчикам о свежих новостях, тем самым повышая и популярность издания, его узнаваемость среди молодежи.
Форум дал пищу для размышления молодым журналистам. А выступления многих спикеров заставили задуматься над реализацией актуальных медиафишек на своих рабочих местах.