26 декабря Владимиру Гофману, бывшему фотокорреспонденту газеты «Сельская новь», исполнилось бы 95 лет. Он ушел из жизни 22 года назад, но память о нем живет в сердцах людей, для которых мужчина был другом и коллегой. Наша постоянная читательница, общественный деятель Тереза Белоусова поделилась воспоминаниями.
С Владимиром Михайловичем она познакомилась в далеком 1987 году, на торжественном мероприятии, посвященном празднованию Дня Победы. Тереза Иосифовна в то время работала директором центра довузовской подготовки коммерческого университета управления, а также была внештатным корреспондентом газеты «Гродзенская праўда», областного телерадиообъединения, занималась общественной работой.
– Он подошел, представился и предложил поработать в тандеме. Сказал, что ему по душе моя манера письма, этюдная форма, – вспоминает собеседница. – Сказать, что я была счастлива, ничего не сказать. Гофман был талантливейшим фотографом, удивительным человеком.
Тереза Иосифовна, посетив его рабочую лабораторию в подвале редакции, поразилась, насколько та была скромной. Небольшое помещение, ванна, веревки с развешанными фотоснимками, пленка… Домашняя лаборатория была еще меньше: размещалась на балконе.
Однако настоящему таланту ничто не помеха. Каждый снимок, считай, произведение искусства. Особенно удавались портреты. Они были живыми, говорящими. Кого б Владимир Гофман ни снимал: доярку, врача, ветерана войны, тракториста, учительницу – фото получались настоящими и душевными. Любил повторять, что некрасивых женщин не бывает.
– Однажды я спросила, откуда Владимир Михайлович черпает вдохновение, он отшутился. А спустя какое-то время, проходя мимо девушки, которая продавала пирожки, попросил разрешения запечатлеть ее. Кадр получился отличным, и он сказал: «Вот мое вдохновение», – вспоминает собеседница.
Владимира Гофмана вдохновляли люди, природа, красота родного края. Умел словить мгновение, в простых вещах – разглядеть необыкновенное. С особым уважением относился к ветеранам Великой Отечественной войны. Он не понаслышке знал, какой ценой досталось мирное небо: в 16 лет убежал на фронт…
Верный товарищ – советский «Зенит» – никогда не подводил. Кстати, фотоаппарат ему подарила супруга Алевтина Герасимовна на тридцатилетие. До этого Владимир Михайлович работал токарем на заводе карданных валов, и любимым увлечением были рыбалка и езда на мотоцикле.
Свою жену, которую ласково называл Алей, очень любил. Она, отмечает Тереза Белоусова, была красавицей. Работала учителем русского языка и тоже являлась творческим человеком: вышивала замечательные картины, причем владела редкой техникой.
Собеседница вспоминает, что Владимир Михайлович был не только великим мастером, но и прекрасным человеком: целеустремленным, справедливым, добрым. Очень любил кошек. А еще имел отличное чувство юмора.
– Помню, рассказывал, как они ездили за черникой. Алевтина Герасимовна обожала это занятие, а он не любил. Накануне поездки в лес пошел на Грандичский рынок и купил пару стаканов ягод. Не успели приехать, он уже наполнил свою тару. Жена только удивлялась, – улыбается Тереза Белоусова.
Шутить Гофман любил и умел, но, когда дело касалось работы, было не до шуток. Практически всегда делал удачные, яркие кадры с одного-единственного щелчка.
Однажды Владимир Гофман сфотографировал молодого врача из роддома, но снимок ему не понравился: на пиджаке были капли дождя. Другой, может, и не обратил бы внимания, а он переснял. Привык всё делать на совесть и с душой.
Десять тысяч прекрасных снимков сделал Владимир Михайлович своим «Зенитом». Они публиковались во многих изданиях, в том числе в газете «Правда» – издании ЦК КПСС бывшего СССР. Отрадно, что около полусотни из них украшают сегодня стены редакции «Перспективы». Спустя много лет не перестаешь восхищаться фотографиями. Черно-белые, но красок в них больше, чем в некоторых цветных.