Для Эдварда Степановича его МАЗ – самосвал как надежный товарищ в пути. Давненько не расстается с ним и норов его знает уже по работе двигателя. Стоит только тому «закапризить», как Степаныч со свойственными ему мастерством и сметкой настроит автомобиль на здоровый лад. Еще бы, такой водительский стаж за плечами – 42,5 года. Но пролетели они, говорит, столь стремительно, что не заметил. И не мудрено ведь: почти полвека человек в пути. А по тому, как не терпится ему снова ухватиться за руль, оторвавшись от назойливого корреспондента, видать, что и в жизни у него всё путем.
– После армии окончил в Гродно автошколу, с полгода покрутил баранку в городе и махнул в «Искру» (прежнее название хозяйства. – Прим. авт.) в 80-м году. А спустя шесть лет был депутатом районного Совета депутатов от Богушовского избирательного округа. Председатель колхоза Константин Алексеевич Кардаш замечал хороших работников и выдвигал, – вспоминает молодые годы водитель-ветеран.
Сел за руль, говорит, автопервенца своего ГАЗ-53, не испытывая при этом робости, и уверенно покатил. Может быть, еще и потому, что с детства его влекло к машинам, хотя отец полеводом был. Пусть и не водил большегрузы на дальние расстояния, но «Песенку шофера» – негласный гимн водителей – в исполнении Олега Анофриева до сих пор помнит хорошо. Впрочем, давние командировки в Минск, Островец, Кореличи, Мир, в другие города – тоже ведь не близкий свет. При этом, вспоминает собеседник, максимальная скорость, которую он развивал в пути на МАЗе – 70 км/час. Словом, без надобности не давил на газ и не шалил в дороге. Озорство на ней не в характере Эдварда Степановича. Всю жизнь он придерживается простого золотого дорожного правила – ни под каким благовидным предлогом не нарушать ПДД.
В багаже Эдварда Макарчика все водительские категории: А, В, С, Д, Е. Что касается легковушек, то и к ним душой прикипел. В свое время был у него «Москвич», потом «Опель Рекорд», после «Ауди-100», а сейчас катит на «Ауди-80». Из всех иномарок именно этому авто отдает предпочтение.
Спросил у Эдварда Степановича, как бы он поступил в такой ситуации: председатель хозяйства дал задание спешно доставить груз из пункта А в пункт Б, а по дороге водитель увидел голосующую старушку.
– Однозначно остановился бы и подвез, – моментально отреагировал собеседник.
Куда бы ни закидывала водительская судьба этого с крепким мужским рукопожатием и добродушной улыбкой человека, все дороги его вели к дому, к семье. С супругой у них двое детей – сын и дочь. Пусть не пошли они по отцовской стезе, но, наверняка, избрали по душе профессии и всё у них так же путем, как у папы.
Напоследок полюбопытствовал у Степаныча, пытался ли он сосчитать, хотя б приблизительно, число километров, которые наколесил за всю жизнь. А он, усмехнувшись простодушно, заметил:
– Да с миллион наберется…
Фото Назара Халько