Дорога к братским могилам жертв фашизма в годы Великой Отечественной войны не забыта. В Гродненском районе за памятными знаками и обелисками заботливо следят потомки героев, школьники и представители местных организаций.
В нынешнюю субботу свое внимание на них обратила Гродненская районная организация ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане». Ее председатель Александр Данилович выступил с инициативой почтить память жертв фашизма накануне Дня народного единства. Присоединились к акции школьники из Поречья и Скиделя, а также представители филиала «Скидельский» ОАО «Агрокомбинат «Скидельский».
– Мы организовали акцию «Вахта памяти по сожженным деревням Гродненского района». Посетили деревню Партизанская, Полымя, Синий Камень, Бабино и Запурье, урочище Бор в г. Скиделе. Провели митинги-реквиемы и возложили цветы, – рассказал председатель организации Александр Данилович.
На территории Поречского сельсовета находится четыре места захоронения жертв Великой Отечественной войны. Акция затронула две деревни со схожей незавидной судьбой: Бабино и Запурье. Там прошли памятные мероприятия, где гостям встречи рассказали истории этих деревушек.
В деревне Бабино нас встречал местный житель Николай Данилович, а в руках у него была книга, посвященная истории родной земли. Мужчина уверен, что написать ее было его долгом, ведь никто из ныне живущих не может поведать историю деревни Бабино. Ценные знания Николаю передала его мама Галина Кузьминична.
– Мая маці засталася адна ў сям’і ў вайну. Усіх яе братоў, сясцёр, бацьку знішчылі немцы. Яна прыйшла на голае месца: ні дома, ні родных. Для яе гэта было вельмі балюча, – вспоминает Николай Данилович. – Па яе ініцыятыве і быў пабудаваны гэты абеліск. Маці даглядала магілку да канца сваіх дзён. Мы нават побач паставілі лаўку, на якой яна доўга сядзела і малілася аб пачыўшых.
Для Николая Александровича это не просто история, пересказанная людьми. Здесь в Бабино похоронены его родные. 11 января 1943 года тут расстреляли четырнадцать человек. Расправились с ними, потому что узнали о помощи партизанам. Местные жители пекли им хлеб, приносили найденное в лесах оружие и шили одежду. Фашисты решили сначала уничтожить партизан, а потом взяться за бабинцев. Отряд карателей под руководством начальника жандармерии из деревни Поречье напал 31 декабря, но не смог уничтожить народных мстителей. Однако в результате боя был ранен один немец, который потом умер. А тогда существовал указ: «За одного убитого немца – десять мирных жителей».
Как рассказывали чудом уцелевшие жители деревни, всех местных согнали в один дом, где поделили на три группы. Часть расстреляли. Некоторых арестовали и посадили в гродненскую тюрьму. Их судьба осталась неизвестной. Кого-то насильно переселили в соседние деревни. А восьмерых детей, как щенят, выбросили на снег. Позже их спасли жители из Новой Руды, потом их забрали родственники. Главной целью немцев было стереть с лица земли эту деревушку, не оставить ни одного упоминания о ее жителях. Страшными фактами поделился в своей книге Николай Данилович.
– Фашисты планировали убить десять человек, но один мужчина сбежал. Тогда вместо него на расстрел повели его несовершеннолетнего сына и соседского мальчишку. Мол, за одно взрослого – двух детей, – рассказал Николай.
После окончания войны в Бабино вернулись только 22 жителя из 54. Среди них всего четыре мужчины. Односельчане, объединенные общим горем, и отстраивали деревню.
Жуткая судьба была уготована и жителям Запурья. 18 сентября 1943 года фашисты расстреляли 48 человек. События развивались так: недалеко от села народные мстители убили лесника, немца по фамилии Фолькер. Говорят, он издевался над людьми, за это его и наказали. Жена лесника написала письмо самому Гитлеру с просьбой расстрелять деревенских. Так она хотела отомстить за смерть мужа. Немецкое командование приказало расстрелять жителей Запурья по фамилии Бура и Церебей. Фашисты предполагали, что убийцы немца носили именно эти фамилии. Рано утром всех жителей деревни согнали в два дома, а потом вызывали по списку и целыми семьями подводили к большой яме на расстрел. Потом кинули гранату. Расстреляли двенадцать семей, в том числе восемнадцать детей от шести месяцев до двенадцати лет.
Сегодня уже почти некому рассказать о трагедии, произошедшей тут, на поречской земле. Но наш долг помнить рассказанное и передать грядущим поколениям.
Фото, видео Николая Лапина